Найти в Дзене

Шаманские тропы Бурятии

Что я знал о шаманизме до того, как начал путешествовать, до поездок на севера и в Сибирь? Да, в общем, ничего конкретного. Шаманизм воспринимался как верования, а скорее - суеверия древних предков и не очень цивилизованных сообществ где-нибудь на краю земли. Да и в чём там суть, что делают эти люди в странных одеждах, невероятные позы и звуки, наконец, бубен! Мысль, что где-то в России могут жить и проводить ритуалы самые настоящие шаманы, совсем не приходила в голову.

Впервые близко с шаманизмом я столкнулся в заполярной Дудинке, в Таймырском краеведческом музее. Там обустроен зал с шаманской одеждой, странными культовыми предметами, посохом и бубном, конечно. Я даже сразу и не понял, что экспозиция посвящена современности. Оказалось, в этом зале всё принадлежало последнему великому шаману народа нганасанов - Тубяку Костеркину.

Грустная история: в старости Тубяку взял девочку, которую считали избранной, - и начал готовить её себе на замену, обучать тайнам и премудростям своего призвания. А потом случилась беда - и преемница умерла. Понимая, что на другую попытку у него просто не хватит времени, Тубяку поступил очень необычно: приехал в музей - и сдал свой костюм и прочий скарб на хранение с условием, что его выслушают и запишут для потомков все воспоминания, народные легенды и весь личный опыт. Другим условием передачи костюма музею он назвал возможность иногда приезжать - “общаться” с костюмом, а если на Таймыре появится другой шаман - позволить и ему заниматься тем же.

Стараниями Тубяку музей собрал огромное количество материала, в зале выложено множество записей, фотографий, видео обрядов и песен. Вообще, необычное место, странные ощущения остались от посещения этого зала. А преемники появились, даже не один.

Уже вернувшись домой, поискал в Интернете истории о Тубяку и других шаманах, любопытно же! Конечно, немало в них необычного.

-2

Ныне шаманы есть не только у народов севера, но и на Алтае, на Байкале, в Бурятии и Забайкалье. В этом случае ареал, в общем, совпадает с ареалом распространения буддизма. Если помните из прошлой статьи, буддизм допускает принятие других религий и взглядов, если с ними не возникает глобальных противоречий.

Сопка “Баян-Тугад” под Иволгинском - настоящая шаман-гора!
Сопка “Баян-Тугад” под Иволгинском - настоящая шаман-гора!

В путешествиях мне часто везёт на попутчиков и гидов. В этот раз проводником по Бурятии оказался практикующий шаман!

Буддизм разрешает синкретизм, т.е. позволяет совмещать любые взгляды и религии, не противоречащие основным буддийским идеям. В Бурятии и Монголии сегодня буддизм и шаманизм на бытовом уровне существуют в глубоком симбиозе. Гораздо более глубоком, чем, скажем, масленица в православии.

Здесь буддизм с шаманизмом слился примерно также, как в Японии с синтоизмом: между основными персонажами провели параллели, а позже и вовсе объявили одними и теми же, просто переведёнными на другой язык.

-4

После Иволгинского дацана в наших планах было восхождение на священную гору Баян-Тугад и посещение стоянки Чингисхана.

В ноябре в этих горах заканчивается поздняя осень. Зелени уже не осталось, всё жёлто-коричневое, местами лежит снег. Фотографии получились пусть не очень яркие, но по-своему атмосферные. Спешу поделиться! А по пути немного расскажу о местном шаманизме.

Едем по трассе Улан-Удэ - Улан-Батор. Из столицы Бурятии в столицу Монголии можно добраться часов за пять. Визу оформлять не нужно, единственное, если на своей машине, тогда нужны права международного образца.
Едем по трассе Улан-Удэ - Улан-Батор. Из столицы Бурятии в столицу Монголии можно добраться часов за пять. Визу оформлять не нужно, единственное, если на своей машине, тогда нужны права международного образца.
По этой долине, проложенной рекой Селенга, между сопок Яблоневого хребта когда-то, почти тысячу лет назад, ходил со своим войском Чингисхан, его сын Джучи - и многочисленные внуки.
По этой долине, проложенной рекой Селенга, между сопок Яблоневого хребта когда-то, почти тысячу лет назад, ходил со своим войском Чингисхан, его сын Джучи - и многочисленные внуки.
Остановки и пешеходные переходы в республике выполнены в буддийских традициях.
Остановки и пешеходные переходы в республике выполнены в буддийских традициях.
Подъезжаем к горе.
Подъезжаем к горе.
Над горой кружат духи горы - коршуны.
Над горой кружат духи горы - коршуны.
Разводим костёр на алтаре для ритуального жертвоприношения. Ну, как жертвоприношения, несколько кусков мяса для ублажения духов горы.
Разводим костёр на алтаре для ритуального жертвоприношения. Ну, как жертвоприношения, несколько кусков мяса для ублажения духов горы.
Пока наш проводник общается с духами горы, выпрашивая разрешение на подъём, осматриваемся. Внизу, у подошвы горы, лежит Иволгинск. Дальше, за ближней грядой Яблонового хребта, начинаются Восточные Саяны. Где-то там, вдалеке, плещется великое море бурятов - Байкал.
Пока наш проводник общается с духами горы, выпрашивая разрешение на подъём, осматриваемся. Внизу, у подошвы горы, лежит Иволгинск. Дальше, за ближней грядой Яблонового хребта, начинаются Восточные Саяны. Где-то там, вдалеке, плещется великое море бурятов - Байкал.
Сегодня духи горы к нам благосклонны, начинаем подъём.
Сегодня духи горы к нам благосклонны, начинаем подъём.
Нашему проводнику по возрасту уже тяжело совершать восхождения, поэтому он остаётся внизу, у алтаря.
Нашему проводнику по возрасту уже тяжело совершать восхождения, поэтому он остаётся внизу, у алтаря.
-14

Как люди вообще становятся шаманами? Их выбирают духи, и это должно произойти в явном виде для всех в округе. Шаман - он всегда местный житель, с которым произошла какая-то необыкновенная история. Это может быть серьёзная болезнь, вплоть до клинической смерти. Или глубокое психологическое потрясение.

Важный момент, что шамана выбирают духи, а не наоборот. Нельзя просто захотеть - и стать шаманом. Но и перестать быть шаманом, если тебя выбрали духи, тоже нельзя - иначе человека ожидают болезни. Это дар, от которого нельзя отказаться.

-15

От этого дара мало того, что нельзя отказаться, так он обязан ещё и выйти на первое место у человека. Всё остальное уходит на второй и третий план.

Ритуалы и практики шамана ограничиваются огромным количеством правил и табу. Сила же шамана зависит от конкретного географического места, где он практикует, от культурного и исторического контекста, а в первую очередь - от его племени, от его соотечественников. Чем сильнее шаману верят, чем выше его авторитет, тем выше и его сила.

А мы поднимаемся всё выше и выше! Вдалеке виднеется Иволгинский дацан.
А мы поднимаемся всё выше и выше! Вдалеке виднеется Иволгинский дацан.
Ииииии есть! Молитвы на ветру!
Ииииии есть! Молитвы на ветру!
На вершине, по соседству с геодезическим знаком, расположилась буддистская ступа, субурган. Но, видимо, древние духи горы не очень рады такому соседству: опровергая известную поговорку, ступу регулярно разрушает молния.
На вершине, по соседству с геодезическим знаком, расположилась буддистская ступа, субурган. Но, видимо, древние духи горы не очень рады такому соседству: опровергая известную поговорку, ступу регулярно разрушает молния.
-19

С вершины Иволгинской сопки открывается вид на другую известную возвышенность - плато Тапхар. Когда-то это удивительно плоское плато с обрывистыми краями и одним спуском выбрал для своего основного лагеря самый известный человек тысячелетия - Чингисхан.

А за плато на фото виднеется Селенга и Улан-Удэ.

-20
-21

Плато Тапхар интересно не только своей богатой историей (тут обнаружены следы человека времён палеолита), но ещё и тем, что его плоская поверхность буквально выложена огромными булыжниками, словно когда-то древние великаны делали фундамент для своего жилища, да почему-то не достроили.

Новые участки на окраине Иволгинска. Обратите внимание на обнесённую деревом юрту с синей крышей.
Новые участки на окраине Иволгинска. Обратите внимание на обнесённую деревом юрту с синей крышей.

Две тысячи лет назад в этой долине собиралось войско хунну, наведшее шороху в Восточной Европе и оставившее следы на карте мира в названии Венгрии (Hungary). Тысячу лет назад в этой долине собирались монголы, оставившие, пожалуй, не меньший след в истории Восточной Европы. Ждёт ли Европу новая угроза из этих мест? Кто знает...

-23
Обо - культовые и священные места, украшенные хий морин - ленточками и тряпочками с молитвами и пожеланиями удачи.
Обо - культовые и священные места, украшенные хий морин - ленточками и тряпочками с молитвами и пожеланиями удачи.
Гора Баян-Тугад знаменита и своими пещерами, в которых когда-то жили отшельники.
Гора Баян-Тугад знаменита и своими пещерами, в которых когда-то жили отшельники.
А на стенах пещер сохранились петроглифы и наскальные рисунки бронзового века, это 3-2 тысячелетие до нашей эры.
А на стенах пещер сохранились петроглифы и наскальные рисунки бронзового века, это 3-2 тысячелетие до нашей эры.
Тем временем закат всё ближе, пора возвращаться. Спускаемся, благодарим духов горы - и едем в Улан-Удэ.
Тем временем закат всё ближе, пора возвращаться. Спускаемся, благодарим духов горы - и едем в Улан-Удэ.

Если тема шаманизма вызвала у вас интерес, хочу посоветовать необычную книжку “Сказания старого шамана”, написанную одним из самых известных бурятских шаманов и историков шаманизма - Леонтием Борбоевым.

-28

На второй день в столице Бурятии распогодилось - и мы едем в дацан Ринпоче Багша, новый, построенный около десяти лет назад на окраине города. Всего в России сейчас 32 дацана, из них 12 - в Улан-Удэ и его пригородах.

Город в рассветной дымке. 4430 километров и +5 часов от Москвы.
Город в рассветной дымке. 4430 километров и +5 часов от Москвы.
Вид из окна гостиницы. За многоэтажками виднеется Селенга, а за ней - обширный частный сектор.
Вид из окна гостиницы. За многоэтажками виднеется Селенга, а за ней - обширный частный сектор.
Город активно строится, много зданий с пирамидальными крышами.
Город активно строится, много зданий с пирамидальными крышами.
-32
Осень в этом году была тёплая и поздняя. Мы до последнего надеялись, что застанем золотую осень, но опоздали буквально на неделю.
Осень в этом году была тёплая и поздняя. Мы до последнего надеялись, что застанем золотую осень, но опоздали буквально на неделю.
Центральная площадь.
Центральная площадь.
-35

Кадр примечателен не столько известной головой Ленина, самой большой в мире, сколько компанией монгольских пенсионеров. До границы с Монголией здесь около двухсот километров, до Улан-Батора - четыреста. С Монголией у нас безвизовый режим - и в соседние регионы ездит большое количество туристов, да и просто родственников, разделённых границей.

-36

Бурятский и монгольский языки мало того, что взаимно понятные, так в Монголии ещё и русский язык является обязательным предметом для изучения в школах. Городские монголы неплохо говорят по-русски, так что проблем в общении с жителями бывшей “шестнадцатой республики СССР” не возникает.

Монголы в Россию ездят не только на экскурсии, но и просто в супермаркеты за продуктами. Наши же больше предпочитают эко-туризм, например, на безумно красивое озеро Хубсугул, продолжение Байкала. А сколько в Монголии водится разной рыбы - ммм, учитывая, что монголы сами рыбу не едят, буряты повадились ездить на юга на рыбалку :)

Ледостав на Селенге. Накидал камней, чтобы было видно лёд.
Ледостав на Селенге. Накидал камней, чтобы было видно лёд.

Интересны отношения между потомками Чингисхана - монголами, бурятами и калмыками. Как гласит местный анекдот, “калмыки - это монголы, которые пошли за арбузами, а буряты - монголы, которые вызвались провожать их, но повернули на полпути обратно”.

Буряты гордятся калмыками, считают их горячими и жёсткими. На Кавказе иначе выжить было никак: все горцы боятся калмыков. Сами калмыки на бурятов немного в обиде: мол, обещали когда-то прийти, не дошли… при этом уважают бурятов за то, что те смогли сохранить язык и культуру (сами калмыки практически полностью обрусели), считают бурятов хитрыми и упрямыми. Мем последнего времени “боевые буряты Путина”, по мнению самих бурятов, скорее подходит к калмыкам.

Монголов буряты считают немного дикарями, при этом излишне высокомерными: в республике до сих пор много кочевников. Отмечают монгольскую смекалку (“в технике хорошо шарят”) и завидуют их выносливости (“едешь по трассе зимой, в минус тридцать, смотришь, на ветру, в одной рубашке на голое тело, возится под капотом…”)

Отношение монголов к калмыкам и бурятам - сложное. Как в Турции популярны идеи пантюркизма, как в России популярны идеи панславянизма, так и в Монголии есть панмонголизм. С точки зрения монгола, бурят - это такой “лесной монгол”, а бурятский язык - это “мягкий монгольский” (мягкий по мелодике). Неудивительно, что калмыки и буряты негативно воспринимают такое отношение. Ещё калмыки и буряты довольно сильно возмущаются тем, что халхи (один из монгольских народов) фактически присвоили себе название “монголы” - и выступают за объединение всех монгольских народов под халхами. Это как если бы русские (или турки) назвали свою страну Славянией (Турцией) - и выступали бы за объединение всех славян (тюрков) исключительно под своим флагом как единственно возможным. Впрочем, турки уже.

А ещё есть тувинцы - тюрки, принявшие у монголов язык, культуру и религию. К тувинцам буряты относятся подозрительно и с некоторым недоумением, но из Кызыла я вам привезу отдельную историю...

Вообще, вопрос взаимоотношений между бурятами, калмыками и монголами - он интересный, очень эмоциональный. В интернете на форумах и в соцсетях есть много подобных обсуждений. Ещё более интересно, что все три стороны обычно ведут такие дискуссии по-русски :)

-38

Едем дальше по Улан-Удэ, попадается такая интересная табличка: “Вечная память красногвардейцам и партизанам, павшим в боях за освобождение Верхнеудинска от японско-американских интервентов и семёновских банд 2 марта 1920 года”.

Подождите, какие-такие американские интервенты практически в центре России? Вот открылась и ещё одна неизвестная мне страничка истории...

Переходим по пешеходному мосту через Транссиб, завтра мы отсюда поедем на Байкал, - и быстро добираемся до нужного нам дацана.
Переходим по пешеходному мосту через Транссиб, завтра мы отсюда поедем на Байкал, - и быстро добираемся до нужного нам дацана.
-40

Дацан Ринпоче Багша стоит на холме, и с него открывается красивый панорамный вид на осенний город:

Компания молодых людей на фото - это свадьба. Невесту чуть не заморозили, пока фотографировались :)
Компания молодых людей на фото - это свадьба. Невесту чуть не заморозили, пока фотографировались :)
-42

Отправляемся в гооро - традиционную прогулку вокруг дацана: сначала по внутренней тропе, потом по внешней.

Вдоль тропы стоят плакаты с крохами житейской мудрости.
Вдоль тропы стоят плакаты с крохами житейской мудрости.
Хий морин - развевающиеся на ветру тряпочки с молитвами и пожеланиями.
Хий морин - развевающиеся на ветру тряпочки с молитвами и пожеланиями.
Солнечно, и даже припекает, но сильный ветер (монастырь стоит на горе) продувает насквозь.
Солнечно, и даже припекает, но сильный ветер (монастырь стоит на горе) продувает насквозь.
-46
-47

У входа в монастырь стоят две большие ступы. В первой - конференц-зал, во второй - экспозиция из 1080 статуй Тары - одной из буддийских просветлённых, символизирующей чистоту и мудрость.

-48
Дальше выходим на Дорогу долгой жизни (это официальное название улицы) - эко-маршрут по холмам и тайге вокруг дацана.
Дальше выходим на Дорогу долгой жизни (это официальное название улицы) - эко-маршрут по холмам и тайге вокруг дацана.
Дорогу открывает симпатичный и уютный парк для медитации.
Дорогу открывает симпатичный и уютный парк для медитации.
Сад камней.
Сад камней.
Следом - несколько беседок по годам.
Следом - несколько беседок по годам.
Беседка года змеи, беседка года тигра, беседка года коровы - буддийская художественная традиция уникальна и неповторима!
Беседка года змеи, беседка года тигра, беседка года коровы - буддийская художественная традиция уникальна и неповторима!
-54

Вот таким нам и запомнился Улан-Удэ - интересным и необычным городом, в котором дух Будды неизменно соседствует с хий морин, а следы великого прошлого встречаются буквально на каждом шагу!
А мы едем дальше.

Все истории из этой поездки (ноябрь 2018):
Про почемучек и буддизм. Иволгинский дацан
Шаманские тропы Бурятии
Тайна о.Б. - про главное озеро мира