Сегодня 6 февраля - день рождения британской королевы Анны. Дата некруглая - 354 года. Но зато есть повод сходить в кино на новый фильм Йоргоса Латимера "Фаворитка".
Российский зритель при словах: "королева Анна, герцогиня Мальборо и Абигайл" тут же вспомнит постановку 1979 года "Стакан воды" по Эжену Скрибу. Чтобы 2 раза не вставать, сразу отметим, что у Скриба в пьесе "Le verre d’eau, ou les effets et les causes" ("Стакан воды, или Причины и следствия") дворцовые интриги выглядят логичными. Правда, вместо любовного треугольника в его пьесе - очень взрывоопасный квадрат. И королева, и герцогиня, и малоприметная Абигайль любят одного бравого военного Сэмюэля Мэшема.
Греческий режиссер, ранее известный лишь авангардными работами да постановкой церемонии открытия Олимпийских игр-2004 в Афинах, отметает ненужную мужскую фигуру на второй план и сосредотачивается лишь на женском трио. И тут трудно отказаться от соблазна оседлать модного конька политкорректности и не замутить лесбийскую тему. Как две дамы бьются за место у трона с помощью искусства полазить у королевы языком под юбкой ("А я люблю ощущать ее язык во мне!" - припечатывает королева в ответ на упреки в непристойной связи).
Фильм на афишах подается как исторический, но из истории в картине достоверны только имена и даты правления королевы Анны — последнего представителя династии Стюартов на английском троне (о трагической судьбе Марии Стюарт и политкорректной экранизации ее истории в фильме "Две королевы" мы писали недавно). Обещано, что "Фаворитка" расскажет о подковерных интригах и битву за внимание и благосклонность королевы между двумя дальними родственницами. Только одна при дворе давно и прочно. А второй только предстоит занять свое место под солнцем.
Вообще-то герцогиня Мальборо была знакома с королевой, когда той еще не было и 6 годиков. Девочки сразу сдружились, пронесли тесную дружбу почти через всю жизнь и ее влияние на королеву понятно. Поэтому ограничиваться лишь постельным кукловодством - как-то мелковато. А Абигайл действительно совершила головокружительную карьеру при дворе. Правда, длился ее фавор недолго. Через год после описываемых событий королева умерла и последняя ее фаворитка после этого вела затворническую жизнь, выйдя замуж за Мэшема (да-да, за того самого мужчину).
Главные роли в "Фаворитке" исполняют Оливия Колман (королева Анна), Эмма Стоун (молодая фаворитка Абигайл) и Рэйчел Вайс (фаворитка старая. Ее должна была играть Кейт Уинслет, но отказалась. Какова была бы картина с ее участием, уже неважно. Вайз в этой роли великолепна, а о "достоверности" мы уже говорили.
Международная премьера картины состоялась 30 августа 2018 года во время участия в основной программе 75-го международного Венецианского кинофестиваля. В США фильм вышел в прокат 23 ноября 2018 года. Премьера в России - 31 января 2019 года.
"Фаворитка" сама уже стала фаворитом многочисленных фестивалей. Критики хвалят фильм за костюмы и интерьеры. Интерьеры достоверные, костюмы действительно хороши. Только все платья почему-то сине-белые или бело-синие. Как флаг Греции - видимо, на режиссера уже нахлынула ностальгия.
Хвалят и за использование объектива "рыбий глаз". За попытку снимать все при естественном освещении (этот эффектный прием использовал Милош Форман во время съемок "Амадеуса"). Поэтому картинку в "Фаворитке" освещает или скупое английское солнце, или чадящие свечи в темных коридорах с дубовыми панелями.
Мы еще похвалим саундтрек. Несмотря на то, что основу музыкальных композиций составляют произведения еще не перебравшегося к тому времени на Туманный Альбион Генделя и еще ненаписанные Бахом фуги для органа. Немного выбивается из этой помпезной музыки композиция Элтона Джона Skyline pigeon о свободолюбивом голубе в небесах, но зато музыка точно британская да еще написанная адептом лгбт-движения. В общем, всё сошлось, как и хотел режиссер.
А вот поругать картину хочется за то, что режиссер мечется между историзмом и фантасмагорией. Картины заседания парламента чередуются забавами вроде метания апельсина в голого пажа. А чего стоят полутанцы-полудрака в лесу (почти что капоэйра) между Абигайль и Мэшемом. Да еще каждая из героинь обязательно проблюется в течение фильма и непременно в какую-нибудь помпезную вазу. Ну фу прям! Возможно, таким способом режиссер переосмыслил тот самый "стакан воды", который был условным сигналом в пьесе Скриба?
Если бы Латтимер пошел до конца как Гринуэй в "Контракте рисовальщика", то вышла бы еще одна стопудово фестивальная картина. Если бы экранизировал "Стакан воды", - то получилась бы историческая драма с долгой экранной судьбой. А так - ни богу свечка, ни черту кочерга.
И в итоге получилось — "хотел снять как Питер Гринуэй, а не вышло даже как у Эжена Скриба".