Многим владельцам сайта скорее всего знакома ситуация, когда пользователи не могут справиться с навигацией, которая самому владельцу сайта кажется очевидной.
Привет, это PR-CY! Мы делаем сервис для автоматического аудита сайта, а в блоге делимся советами и кейсами для улучшения сайта и SEO.
Иногда пользователи не могут сориентироваться, куда кликать, не видят изменившегося от их действия интерфейса, не пользуются новыми элементами и не замечают важной информации.
Они не специально, все дело в особенностях человеческого восприятия.
Видите гориллу? А она есть!
В 1975 году ученые Даниель Симонс из университета Иллинойса и Кристофер Чаприс из Гарварда провели эксперимент «Невидимая горилла».
Участникам показывали игру, где команды перекидывали друг другу мяч. Задача испытуемых — посчитать точное количество подач одной из команд. Внезапно на поле появлялся человек в костюме гориллы, и спустя некоторое время уходил.
По завершению игры около половины испытуемых говорили, что не заметили ничего странного на поле. Они так сосредоточились на выполнении задачи, что не заметили гориллу — она попросту не попала в поле их внимания.
Пользователи не замечают изменений
Из-за избирательности внимания пользователи не замечают, что на сайте что-то изменилось или добавилось. Они сосредоточены на выполнении своих задач и не ожидают, что кнопки, которые они уже видели, изменятся на другие.
В Android-приложении «Aldiko» пользователи нажимают на меню-гамбургер. Они смотрят на открывшееся содержимое, а тем временем в правом верхнем углу кнопка сменилась значком поиска.
На странице магазина «Vans» кнопка с надписью «Out of stock» не привлечет внимания, потому что новая надпись ничем не отличается от надписи «Add to cart», которая была изначально. К тому же кнопка находится далеко от основных зон концентрации внимания пользователей — полей «Size» и «Quantity».
Есть много других элементов дизайна и юзабилити страницы, которые могут попасть в зону невнимания пользователя — сообщения об ошибках, уведомления, панели навигации и другие.
Как привлечь внимание к изменениям на сайте
Проанализируйте элементы интерфейса вашего сайта, появление которых неочевидно, и подумайте, как можно привлечь к ним внимание.
- Сделайте объекты постоянными.
Некоторые объекты вообще не нужно делать меняющимися в зависимости от действий пользователей — кликов и скроллов. К примеру, поместите элемент верхнем правом углу и выводите его на всех страницах, тогда он не будет пропадать и появляться. - Группируйте все меняющиеся элементы в одной области.
Пользователь заметит все обновленные элементы, если они будут меняться одновременно в одной части экрана, тогда ни один из объектов не отвлечет внимание на себя. - Используйте анимацию для новых элементов.
Мы замечаем движение, так что небольшая анимация у появляющихся на сайте объектов уместна, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы анимации не конкурировали между собой. - Помещайте изменения в фокус внимания.
Если вы добавляете на страницу меняющийся по мере прокрутки контент, отобразите его рядом с областями, на которые смотрит пользователь. К примеру, для кнопок «Назад» это будет нижняя часть страницы. - Используйте контрасты и визуальные акценты.
Для появляющихся элементов используйте визуальные акценты, контрастирующие с остальной частью страницы: цвета, размеры, отступы, тени. Проверьте «тестом на прищуривание»: изменения на странице должны быть заметны, когда прищуриваете глаза.
Избирательность внимания мешает пользователям заметить элементы на сайте, которые появляются от взаимодействий со страницей, и с этим придется считаться.
Больше информации по теме в статье «Юзабилити и психология: почему ваши клиенты не замечают изменений на сайте».