Если вы хотите расширить своё сознание, если "поп-жвачка" уже набила оскомину, если вы любите литературу, то вы должны прочитать это гениальное постмодернистское произведение XX века.
Постмодернизм — это направление в культуре и искусстве, пришедшее на смену модерну. Изначально посмодернизм зародился в начале XX века на западе и, конечно, сразу же нашёл своё направление в философии. Основными постулатами для этого направления послужили ирония, занимательность и игровая форма. Разумеется, что постмодерн довольно быстро перекочевал из философии в литературу, а гуру в этом литературном направлении по праву можно считать итальянского философа, учёного, культуролога и писателя, Умберто Эко.
Его роман «Имя Розы» можно рассматривать как один из самых ярких примеров произведения в направлении постмодернизма. Писатель и сам всегда признавал это и охотно соглашался с таким жанровым пониманием произведения.
Чем роман так необычен и привлекает внимание читателей на протяжении почти сорока лет?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратить внимание на композицию произведения, она сразу же бросается в глаза. Логика повествования романа весьма неоднозначна, что влияет также на хронотоп (единство времени и пространства) произведения. Действия происходят в 13 веке и на первый взгляд, например, роман укладывается в детективный сюжет – поиски убийцы, которые сливаются с поиском необходимой рукописи – причины всего происходящего. В процессе детективная линия теряется: она становится менее логичной, последовательной и, в конечном итоге, вовсе теряется. Читатель же может воспринимать рассказ раздвоено по той причине, что таковы композиционные особенности романа: повествование ведёт не один герой, их несколько и каждый имеет свои взгляды на мир в силу возраста, опыта и характера.
Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя, которые, будто мяч, передают друг другу свои значения и ассоциации. Умберто Эко считал, что искусство является источником эстетичного удовлетворения, то есть, в определенном смысле, «развлекает».
Сам Умберто Эко считал, что тот, кто постигает правду и направляет читателя, обладает небывалым талантом. Текст никогда не может нести в себе одно значение, он должен быть многогранен и понять его - это значит понять всякую иллюзию смысла, связать её с обширной тайной значений. Слова в его произведениях не просто говорят, они скрывают. И скрывают так много, что каждый читатель, читая эту книгу, обязательно увидит в произведении что-то своё, сокровенное. И только в таком случае читатель выполнит свой долг перед автором - открывает сокрытое для себя, пропуская то, что хотел сказать автор, потому что, на самом деле, за текстом стоит пустота. Да, для многих это может показаться бессмыслицей, но это так. В этом и суть постмодернизма.
Смысл заключается в том, что смысла нет.
Таким образом, относительно широкая часть аудитории воспринимает роман «Имя Розы» как сложно построенный детектив в исторических декорациях, несколько более узкая видит в нём историческое действие со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти декоративным детективным сюжетом. И лишь совсем узкая, элитарная часть аудитории дойдет до того, что произведение Умберто Эко — это философско-культурологическое размышление, это сравнение двух мировоззрений: среднвекового и современного. Это роман-рассуждение о человеке, его месте в обществе, о природе и назначении литературы, связи с религией и проблеме их места в духовном мире человека. Произведение «Имя Розы» необходимо прочитать не только для общего развития, но и для того, что посмотреть на мир другими глазами, расширить своё сознание и, возможно, несколько иначе научиться смотреть на вещи, анализировать жизнь вглубь, а не только ориентируясь по поверхности.