Часть 1.
Для тех, кто работает в образовательных организациях, опубликование своих научных статей стало насущной потребностью.
Для чего это надо?
- для повышения индивидуального рейтинга педагога;
- для выполнения определенных показателей (для премии, для соответствия должности или категории, для защиты диссертации);
- для распространения своих научных разработок и идей;
- для заполнения часов, выделенных на научную работу.
Научная статья – это авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования или посвященное обзору ранее опубликованных работ, связанных общей темой и анализу определенного научного вопроса, методики, явления.
Бывают разные виды статей: научно-методические, обзорные, рецензии и другие, но 2 основных вида научных статей:
практические (эмпирические) и теоретические
Научно-практические статьи – самые распространенные. Они описывают проведенное автором исследование (лабораторный эксперимент, педагогический эксперимент, опытное обучение, анализ тестирования, анкетирования, собеседований, практического опыта и др.).
Они включают: введение, обзор источников по данной теме, цели и гипотезы эксперимента, методы исследования, описание исследования: как и при каких условиях проходил эксперимент, оценка результатов и выводы.
Зарубежные источники и многие авторитетные журналы предлагают структуру написания статьи IMRaD. Помимо этого не забываем о названии, аннотации, ключевых словах и списке использованных источников.
Научно-теоретические или обзорные научные статьи представляют систематизацию, обобщение, анализ, оценку ранее опубликованной информации, рассмотрение актуальной темы или перспективного направления.
Основные требования к научной статье: актуальность, новизна, теоретическая и/или практическая значимость, оригинальность, научный стиль, четкая структура. Требования разных журналов могут сильно отличаться.
Однако одно из основных требований к статьям любого рецензируемого журнала или научной конференции - оригинальность. Это означает, что статья должна быть написана автором лично и не содержать плагиата (заимствований из других работ). Процент порога оригинальности устанавливает журнал. Обычно это не ниже 70 – 90 %. Свою статью можно проверить на плагиат бесплатно на сайте антиплагиат.ру. Там необходимо зарегистрироваться и создать личный кабинет.
Практические рекомендации по написанию статьи, подробную структуру статьи, алгоритм написания аннотации и выделения ключевых слов, этапы работы над статьей и примеры требований разных журналов (РИНЦ, ВАК, Scopus, Web of Science), а также советы по выбору журналов (в том числе бесплатных) мы рассмотрим в следующих частях нашей статьи.