5 лет назад, в марте 2014 года, севастопольцы сделали свой исторический выбор, подавляющим большинством проголосовав на референдуме за воссоединение с Россией и соотечественниками. Этот выбор, прежде всего, был продиктован русской идентичностью жителей города, более 20 лет противостоящих попыткам украинских властей деруссифицировать город, отказаться от своих корней и истории, изменить его характер и менталитет. На протяжении всего украинского периода между жителями города и варягами из Киева, Львова и других областей Украины росла стена непонимания и отчуждения. И вот спустя небольшое время после перехода в Россию проблема местных и пришлых снова приобрела острую актуальность. Только теперь к украинским понаехавшим добавились «свои» - «россияне», - выходцы из Москвы, Ростова, Ижевска и других регионов.
Проблема взаимоотношений коренных и понаехавших обусловлена целым комплексом факторов.
Во-первых, общим миграционным притоком в город. Только согласно официальной статистике количество зарегистрированного населения с 1 января 2014 по 1 января 2019 увеличилось на 59 212 человек (443 119 вместо 383 907 тысяч) – более чем на 15%. По различным неофициальным данным количество реально проживающих в городе увеличилось от 1,5 до 2 раз. Массовая миграция всегда закономерно влечёт за собой проблему противоречий между коренным и пришлым населением. Особенно в ситуации, когда в довольно стабильный, неподверженный сильным изменениям состав населения относительно небольшого по численности города неожиданно врывается бурный поток мигрантов размывающий сложившуюся общность и выработанные поколениями негласные правила общежития. И несмотря на то, что в случае с Севастополем и коренные и приехавшие имеют общую принадлежность к единому русскому культурно-цивилизационному коду (большую долю приехавших составляют выходцы из ДНР и ЛНР) привычный уклад жизни местных постепенно разрушается. Увеличивается нагрузка на социальную и транспортную инфраструктуру, растёт конкуренция на рынке труда, изменяются нормы поведения. – Уровень комфорта снижается, недовольство растёт.
Во-вторых, что ещё важнее, это проблема назначаемых сюда пришлых чиновников, зачастую, воспринимающих город как временную перевалочную базу на своём карьерном пути. Что закономерно формирует соответствующее несерьёзное отношение. У них нет ни времени, ни желания на вникание в нужды и потребности людей. Нужно крутиться, выполняя формальные показатели. Ещё хуже, когда Севастополь воспринимается не просто как перевалочная база, а как площадка для обогащения за счёт его ресурсов и активов. И в итоге средства выделенные из бюджета на проекты растворяются, а количество недостроев и нереализованных проектов напротив – множится. Предприятия банкротятся, а земли и объекты сдаются в аренду и распродаются за копейки. В городском благоустройстве множится количество тупых (нерациональных) решений. Город и его жители – снова в минусе, как и уровень доверия к варягам во власти.
Темы количественных и качественных изменений населения Севастополя и эффективности пришлых назначенцев требуют отдельного более детального рассмотрения. Но есть ещё один, на мой взгляд, более важный фактор. Без его переосмысления, осознания и принятия ничего не изменится. Это фактор принципиального понимания города, его специфики и менталитета.
Исключительность. Обособленность. Трайбализм (для тех, кто не знаком со значением этого слова – смотреть первые два)… - В этом наборе синонимов наблюдательный приезжий пытается подобрать наиболее точную (или корректную – в зависимости от ситуации) характеристику севастопольскому менталитету. Даже если кое-кто из местных, в силу привитого советским воспитанием чувства ложной скромности (не высовывайся, не выделяйся из коллектива) попытается это робко оспаривать – не верьте – ваши наблюдения абсолютно верны. Вы всё правильно поняли. – Главная особенность Севастополя – его особенность.
Многие подмечают эту особенность, но далеко не все понимают её природу.
В Севастопольской особенности нет ничего вызывающего и аморального. Это не «прогрессивная» особенность современного общества потребления и деградации, лицемерия и двойных стандартов: не особенность проворовавшихся чиновников требующих к себе уважения, не особенность различных привилегированных меньшинств паразитирующих на теле народа-налогоплательщика, не особенность вырожденцев-извращенцев всех мастей, требующих общественного признания и уравнивания в правах со здоровыми людьми. Севастопольская особенность – другая.
Севастопольская особенность – это ценности и качества здорового человека, волею судеб возведённые в исторический принцип. Севастопольская особенность – предмет гордости и образец для подражания. В полном соответствии со словами, отчеканенными на самом первом севастопольском памятнике - памятнике командиру легендарного брига «Меркурий» капитан-лейтенанту Казарскому - «потомству в пример».
Чтобы лучше понять, в чём именно заключается особенность Севастополя, городской идентичности и менталитета следует коротко перечислить некоторые факты из севастопольского досье. Что это за особенный город?
Город-имя
Имя города, как в расхожей поговорке, «как Вы яхту назовёте, так она и поплывёт» полностью себя оправдало. Екатерина Великая повелела назвать новый город Севастополем, что в переводе с греческого означает буквально – «высокочтимый, священный город». Широко известной интерпретацией стала формула – «город достойный славы и поклонения». И город всей своей дальнейшей славной историей доказал, что он не только достоен славы и поклонения, но и имеет все основания называться священным городом русской нации.
Город-форпост
Севастополь изначально основывался как военный форпост в черноморском регионе для оперативного реагирования на возможное вторжение вероятного противника. Продолжительное время город был закрытым для иногородних. Это закладывало в его менталитет характерные для пограничников настороженность и недоверие к чужакам.
Город-офицер
Дух и характер главной базы Черноморского флота на протяжении поколений определялся многочисленным офицерским корпусом. Для детей воспитанных в семьях офицеров понятия честь и достоинство были не пустым звуком. Вместе с приверженностью порядку и дисциплине они стали частью культурного кода города.
Город-история
Севастополь неоднократно становился центром судьбоносных исторических событий не только для региона, но и для России и даже мира. На его земле принял крещение князь Владимир. На его бастионах решалась судьба мирового влияния Российской Империи в середине XIX века, а спустя век в годы Великой Отечественной осаждённая крепость выигрывала драгоценное время для будущего Отечества, на долгих 250 дней сковав немецкое продвижение к заветной кавказской нефти. Отсюда в 1920 году вместе с Врангелем и его армией уходила историческая национальная Россия, отсюда вместе с Русской Весной в феврале 2014-го началось возвращение Крыма на Родину.
Город-памятник
В Севастополе, начиная с памятника Казарскому, установленного на средства собранные жителями города и моряками Черноморского и Балтийского флотов, культивируется увековечивание исторической памяти – памяти предков – героев и выдающихся деятелей, памяти трагедий и катастроф, памяти побед и достижений. По количеству и плотности памятников Севастополь уверенно занимает одно из первых мест в России. Люди выросшие среди памятников и мемориалов волей-неволей впитывают заложенные в них смыслы.
Город-герой
Севастополь не просто город, а город-герой. Не просто герой, а дважды-герой. Город за свою недолгую историю пережил две героические обороны – в 1854-1855 гг. и в 1941-1942 гг., что выделяет его из ряда других городов-героев.
Город-патриот
Севастополь – город, который помимо своей доблестной ратной истории, явившей миру подвиг самоотверженной Любви к Родине его защитников, преподнёс современникам новый пример непоколебимой верности своей национальной идентичности и волю к воссоединению с, утраченной было, большой Родиной. Город оставался русским, наперекор тщетным попыткам его украинизировать. Оставался русским, когда в самой России русское национальное самосознание тщательно вытравливалось. Благодаря беззаветной преданности своему русскому «Я», сохранению русского национального самосознания и духа Севастополь многими небезосновательно считается «самым русским городом» - центром русской идентичности.
Город-полис
Несмотря на общую принадлежность к крымскому полуострову, Севастополь принципиально себя обособляет. Это во многом обусловлено его статусом. Главная военно-морская база Черноморского Флота, город-крепость, город республиканского подчинения в советский период, город специального статуса в украинский период, а с 2014 года город федерального значения. Севастополь – это исторический самостоятельный административно-политический субъект в составе государства, живущий по собственному уставу и распорядку.
Город-гражданин
Город основанный на земле классической античной демократии, т.е. власти народа, и в постсоветской истории известен повышенным гражданским самосознанием и влиянием граждан на городскую политику. Благодаря активности гражданского общества Севастополя город на протяжении 2000-х успешно противостоял попыткам его украинизации. Так в 2008-ом, преодолев противодействие украинских военных, жители отстояли Графскую пристань от символического осквернения и унижения памятной табличкой в честь фейкового украинского флота столетней давности, а зимой 2009-2010-го гг. сорвали марш украинских националистов из «Свободы» и встречу с «избирателями» её лидера Тягнибока. В том же 2008-ом активность севастопольцев не позволила тогдашней городской администрации и аффилированным с тогдашним городским руководством структурам застроить Матросский бульвар апартаментами, а в 2013-ом она же помогла отстоять от рейдерского захвата дельфинарий. И наконец, именно благодаря гражданскому обществу 23 февраля 2014 года в Севастополе состоялся митинг народной воли, предопределивший русский выбор Севастополя и Крыма. А уже в составе России благодаря аншлагам рассерженных горожан на общественных слушаниях сорвалась попытка протащить непопулярный Генеральный план застройки города.
К чему всё это? - Да, к тому, что особенный город требует особого подхода. Здесь не прокатит – как везде. Севастополь слишком отличается. Люди слишком отличаются. Это город неравнодушных патриотов со своей системой ценностей, правилами общежития, укоренёнными традициями борьбы и хорошей исторической памятью. Город активных граждан, а не безропотных подданных.
И это важно переосмыслить и понять. Понять, что с мнением Севастополя и севастопольцев необходимо считаться. И, прежде всего, понять это необходимо самим севастопольцам.
Никто кроме нас не будет защищать наши интересы. Кто кроме нас лучше поймёт наши проблемы и потребности. Те, кто родился и рос на земле, в тесном контакте и взаимодействии с другими местными, те, кто знает, чем дышит и живёт родной край, по определению имеют куда больше шансов это понять чем те, кто прибыл вчера, пусть даже с самыми добрыми помыслами и намерением укорениться.
Город не должен замыкаться в себе и уходить в сепаратизм. Он был, есть и будет российским. Но он должен сам стать хозяином своей судьбы. В интересах самих севастопольцев стремиться к максимальному влиянию на городскую политику всеми доступными законными средствами – от составления запросов в органы власти до участия в выборах. А для этого нужно участвовать самим и поддерживать своих – тех, кого вы знаете лично и кому можете доверять. Поддерживать правильные инициативы и проекты, проводить своих представителей в Законодательное собрание и муниципальные советы. Продвигать своих кандидатов в Губернаторы, а не с обречённостью фаталиста принимать очередного пожалованного сверху назначенца. Только так можно максимально обеспечить защиту интересов города и горожан, сохранить Севастополь комфортным для проживания старожилов и сделать привлекательным для образованной интеллигентной молодёжи из других городов и регионов России, превратив в образцово-показательный город.
Хочется думать, что этот текст никого не обидел и не задел в лучших чувствах, вне зависимости от региона происхождения человека – у каждого могут быть свои уникальные особенности, поводы для гордости и сильные качества характера. В конце концов главное, чтобы люди были людьми.
Я также не хотел сказать этим текстом, что севастопольцы – какие-то сверхлюди без грехов и недостатков. Думаю, их у нас не меньше, а может и больше чем у других. Но эта тема требует отдельного рассмотрения и выводов.
Этот текст о другом – о городе Севастополе, его отличительных чертах, праве на сохранение и культивирование своей уникальной идентичности, праве жить в своём монастыре по своим правилам и законам, праве самим определять его политику и выбирать настоятеля.