Ярославская область вошла в топ-10 самых посещаемых в России. Что же привлекает туристов?
Тренажер для канарейки
Пляшущие человечки – это не обязательно шифр для Шерлока Холмса. Наши отцы, деды и бабушки в первой половине прошлого века могли своими глазами видеть такую диковинку, когда танцевали где-нибудь в парке или клубе легендарный фокстрот «Рио-Рита». На граммофоне при этом отплясывал механический человечек, забавный, как сейчас говорят, «бонус от производителя». Увидеть такой граммофон с пляшущим человечком, а также множество других музыкальных диковинок и раритетов можно теперь в музее «Звуки времени» в селе Вятском.
Новый музей – это коллекция действительно редких музыкальных инструментов из далекого и не очень отдаленного прошлого. Отец-основатель первой официально признанной «самой красивой деревни России» Олег Жаров увлеченно собирает ее по всему миру уже много лет. А затем не менее увлеченно реставрирует, возвращая оркестрионам, автоматонам, органам, органолам и прочим диковинкам жизнь, красоту, звучание.
- Эта старинная шарманка сделана в 18 веке, и ее основное предназначение – научить петь домашних канареек, - рассказывает экскурсовод Люба. – Также обратите внимание на уникальный экспонат - механический орган братьев Бруггеров начала 19 века. Это единственный действующий орган такого типа, представленный в российских музеях. Есть еще три таких, два в музеях Москвы и один в Эрмитаже, но они молчат, не играют. А наш играет!
Почему с органами мастеров Бруггеров в России вышла такая неприятность? История известная. В середине прошлого века аналогичные увеселительные механизмы часто устанавливали в трактирах. И однажды полицмейстеры Москвы и Петербурга решили, что именно от механических органов происходит «падение нравов» в обществе. В итоге блюстители нравственности постановили механические органы в России запретить. Приказ был выполнен, да так, что до настоящего времени сохранились лишь четыре музейных раритета, из них единственный действующий находится в Вятском.
Есть в новом музее и удивительные, красивые сами по себе «автоматоны», изобретенные еще до нашей эры греческим инженером Героном Александрийским. По сути это те же самые музыкальные шкатулки, а совсем не одноименные герои исторических романов Акунина, что после древневизантийской лоботомии действуют как роботы - убийцы. Ну и, конечно, в музее можно полюбоваться тем самым «механическим пианино», которое фигурирует в названии знаменитого фильма Никиты Михалкова по рассказам Антона Чехова.
Без слуха замуж не берут
Для барышень из зажиточных купеческих семей, что лет 150 – 105 назад населяли наше Вятское, выйти удачно замуж было «целое дело», как до сих пор говорят в наших краях. «Целое дело» - это не только приданое и более-менее привлекательная внешность. Это еще и целый набор важных женских умений, которым маменька и нянюшки с гувернантками обязаны были барышню научить к моменту «на выданье». Например, играть на фортепиано, да не абы как, а хорошо, попадая в ноты и нужные клавиши, чтобы гостей и домашних музицированием услаждать. Хорошо, если у барышни был какой-никакой музыкальный слух. А если не было?
Тогда вятские «благородные отцы» - купцы поступали решительно: покупали органолу! Такой гибрид фортепиано и звукозаписывающего устройства с помощью перфокарт имел большой коммерческий успех. Органолы бойко продавались именно для подобных целей – продемонстрировать жениху на смотринах, как ловко потенциальная невеста барабанит пальчиками по клавишам.
- На самом деле барышня лишь имитировала игру, а все слышали запись музыки с перфокарт, - рассказывает экскурсовод, демонстрируя технологию нехитрого обмана. – Потом обман, конечно, вскрывался, но дело было сделано, девушка замуж выдана! Не разводиться же?
Да, развод в те времена, особенно в купеческой среде, был делом немыслимым! Так что молодому мужу ничего не оставалось, как прикупить еще одну органолу – чтобы в грязь лицом перед гостями не ударить, а наоборот, пыль в глаза им пускать, и довольно успешно. Впрочем, органола как таковая оказалась очень полезной вещью с точки зрения музыкального наследия. Именно по таким перфокартам были восстановлены неизвестные записи произведений Скрябина и Рубинштейна.
Частным музеям помогут
«Звуки времени» - лишь один из семи новых частных музеев, открытых в Ярославской области в прошлом году. А в целом из 250 музеев нашего края значительная доля, а именно 150 – частные. И в наступившем 2019 году такие музеи, как и другие проекты, связанные с привлечением туристов в Ярославскую область, на уровне регионального правительства смогут серьезно поддержать.
- В нашей области рост количества независимых музеев выше, чем в среднем по России, - констатировала директор регионального департамента туризма Юлия Рыбакова. – Именно поэтому в 2019 году у нас стартует федеральный культурно-туристический проект «Управление наследием: независимый сектор». Проект предполагает активное вовлечение частных музеев в культурные сценарии и новые туристические маршруты. Уже сейчас мы принимаем заявки на участие в проектно-аналитическом семинаре с ведущими экспертами отрасли, который состоится в феврале. А летом готовится Межрегиональный музейный фестиваль, где частные музеи Ярославской области представят индивидуальным путешественникам, а также будут разработаны новые туристические маршруты и варианты сетевого взаимодействия между музеями.
Кроме того, департамент туризма Ярославской области в этом году вновь объявил конкурс грантовой поддержки для городов и районов Ярославии, реализующих интересные проекты в сфере событийного туризма. Подавать заявки можно до 9 февраля. В минувшем году общая сумма таких грантов составила 1 миллион 440 тысяч рублей, софинансирование – более 5,5 миллионов. В итоге наши земляки и многочисленные туристы смогли побывать на 11 замечательных новых фестивалях, ярмарках и праздниках, в том числе – на квест-фестивале «Пошехонская старина», на празднике «Некрасовская Русь – родина мастеров», на фестивале «Картофель фест» и других.
Такое пристальное внимание к туристам и туризму не случайно: по итогам прошлого года Ярославскую область посетили 4 миллиона 100 тысяч туристов, что на 13,8% больше, чем в 2017 году. На 13,5% выросло количество ночевок в гостиницах, что прямо влияет на налоговые поступления. В общей сложности по данным на 1 декабря 2018 года налоги в бюджет региона от деятельности турагентств и прочих организаций сферы туризма составили более 41 миллиона рублей, что на 14,5% выше уровня прошлого года. А гостиницы и отели заплатили налогов на сумму около 194 миллионов рублей – на 16,9% больше. Наша область «засветилась» в 63 туристических рейтингах, когда в 2017 году мы были представлены лишь в 25. И самое интересное, что, по оценкам Сбербанка, Ярославская область получила от внутреннего туризма только за 10 месяцев 2018 года целых 4 миллиарда 42 миллиона рублей, оказавшись на 7 месте среди регионов России.