Рискну предположить, что из миллионов почитателей, лишь небольшой процент осведомлен, что знаменитый саксофонист Алексей Козлов – самый настоящий… дизайнер! Дизайнер – по образованию, по профессиональной и научной деятельности в прошлом, по принадлежности к научной Академии в настоящем.
Среди любителей джазовой музыки трудно найти человека, которому не знакомо имя Алексей Козлов. Пионер отечественного джаз-рока, основатель легендарного «Арсенала», он более полувека посвятил музыке, создав свой собственный, неповторимый стиль. Его произведения не перепутаешь ни с какими другими: сложные, многоуровневые ритмические конструкции, непредсказуемые гармонические комбинации, виртуозные импровизации… Такую музыку практически невозможно записать, пользуясь обычными нотными знаками. Пожалуй, ее вообще невозможно написать каким-либо классическим способом – например, сидя за роялем – разве что, «сконструировать», следуя специфическим методам «музыкального дизайна».
Алексей Козлов и есть самый, что ни на есть, дизайнер. И это – не шутка, и не выдумка. Алексей Семёнович действительно посвятил 14 лет своей жизни развитию теории дизайна, и в июне 2009 года, на торжественном открытии отделения дизайна и архитектуры Российской академии естественных наук, ему было присвоено звание действительного члена РАЕН.
Закончив в 1962 году Московский архитектурный институт, Алексей Козлов устроился на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики – ВНИИТЭ (с 2013 года – в структуре Российского Технического Университета), в отдел теории художественного конструирования. В те времена слово «дизайн» не приветствовалось цензурой за «буржуазное» происхождение. Не приветствовалось даже использование термина «архитектура» - рекомендовано было употреблять слово «зодчество». Алексей выбрал отдел теории дизайна в первую очередь из-за удобного двухдневного графика работы, чтоб не сидеть с девяти до шести в офисе, (ну, или, по тогдашней цензуре, - конторе) и иметь возможность совмещать основную работу с занятиями музыкой. Тогда он уже руководил различными джазовыми комбо, выступавшими в прогрессивных московских кафе: «Молодежное», «Ритм», «Печора» . Во ВНИИТЭ молодой специалист присоединился к группе Георгия Петровича Щедровицкого, которая специализировалась на «теории деятельности», изучавшей взаимосвязь деятеля, цели, средств, материалов. Впоследствии Алексей Козлов скажет: «Я осознал, что раньше для меня джаз был целью. Я просто хотел научиться играть на саксофоне так, как играют на родине джаза – в США. Со временем джаз перестал быть целью и стал – средством. Средством воздействия на советское общество. Я почувствовал себя частью социодизайна».
Тема научной диссертации Алексея Козлова называлась «Принципы формообразования механических часов». Исследовав деятельность 17 часовых заводов страны, пытливый аспирант открыл для себя удивительные вещи. Например, в ассортиментной политике 1-го московского часового завода. Постановление очередного партийного Пленума обязывало завод догнать загнивающий Запад, и произвести водонепроницаемые часы, и часы с автоподзаводом. Партийные решения не обсуждались, и к концу установленного срока завод направил именные водонепроницаемые часы в подарок членам Политбюро и отрапортовал: в номенклатуре завода с такого-то числа столько-то процентов – часы с автоподзаводом, столько-то – водонепроницаемые, и совсем чуть-чуть – часы «Победа», конструкция которых не поменялась. Заметьте, не ассортимент завода, а именно «номенклатура». Так как в действительности водонепроницаемые часы были изготовлены специально привлеченными кулибиными на коленках, в количестве, равном численности «номенклатуры» Политбюро.
Еще одно открытие Алексея Козлова-аспиранта касалось экономики часовой индустрии тех времен. В рубриках «достижения отечественной промышленности» центральные газеты трубили: 50 тысяч часов в нынешнем году продано за границу! То есть, снова обогнали буржуазных супостатов! В НИИ часовой промышленности Алексей выяснил структуру ценообразования: себестоимость одних часов – 3 рубля 50 копеек, цена оптом – 7 рублей, на прилавке, в рознице – 50 рублей. На экспорт часы отправлялись по… 1 рубль 20 копеек. Загнивающие, но очень хитрые буржуи просто перепродавали практически дармовые часы в страны третьего мира, предварительно заменив корпуса и браслеты на более дешевые, пластмассовые. Впрочем, корпуса и браслеты, выполненные из высококачественной стали имени Павки Корчагина, они, разумеется, тоже продавали, - хорошая сталь всегда в цене!
Научная диссертация Алексея Козлова состояла из нескольких разделов: история часов, анализ часовой промышленности, экономика предприятий и прочих. Основным же выводом научной работы стало заключение: экономика советской часовой промышленности – полная профанация и очковтирательство. Рукопись попала в Госкомитет по науке и технике (ГКНТ), и ее немедленно засекретили. О защите не могло быть и речи.
В период работы во ВНИИТЭ Алексей Козлов разрабатывал разные научные темы. Среди прочих была «возможность прогнозирования предметной среды будущего»… Над ней, вспоминает Алексей, он просидел пару лет в Ленинке. Изучал архивные материалы, газеты XIX века, утопии, антиутопии... Тогда фотографии еще не было, и в газетах использовались рисунки художников. Алексей нашел любопытный материал: один из французских художников того времени предсказывал войну России с Китаем в 1941 году. На рисунках, иллюстрирующих предсказанную войну, были танки в сопровождении солдат. Солдаты не были пехотинцами-автоматчиками, а были изображены верхом на конях, вместо автоматов – копья. Автоматов художник-предсказатель спрогнозировать не мог. Равно как и предсказать появление радио. Летчики, запечатленные на рисунках, передавали информацию с самолетов на землю – по проводам. В своей научной статье Алексей Козлов констатировал: прогнозировать предметную среду будущего невозможно. Научно-технические изобретения меняют всё.
В начале семидесятых в Москве проходил ИКСИД – международный совет организаций по дизайну. (ICSID – International Council of Societies of Industrial Design, с 2015 года преобразован в WDO – World Design Organization.) К этому форуму Козлову поручили написание доклада для ГКНТ по теме «Дизайн и наука». Готовый доклад Алексея попал на утверждение в ЦК КПСС. Полученный назад текст был густо перемешан эклектикой из марксизма-ленинизма, исказив суть написанного до неузнаваемости…
В 1975 году Алексей Козлов уволился из ВНИИТЭ. Пережив период гонений, джаз вышел из подполья, и ансамбль «Арсенал» впервые получил «государственную прописку» - в калининградской филармонии. Алексей уехал в Калининград. Страницы биографии перестали упоминать теорию дизайна. Однако накопленный за 14 лет работы теоретический багаж, разумеется, не мог уйти в никуда. Инновационные дизайнерские приемы и методы стали проявляться в тематике и форме музыкальных произведений. «Воспоминания об Атлантиде», «Опасная игра», «Тайны» - лишь несколько композиций, иллюстрирующих несоответствие классическим джазовым формам, близость, скорее, к симфоническим… Изменилась и сама форма проведения концертов «Арсенала», где комментарии Козлова стали нести уникальную информацию. Концерты фактически превратились в увлекательные мини-лекции.
В этом году – уже 45 (!) лет с момента основания Алексеем Козловым своего «Арсенала». Менялись правители и политические курсы, менялись названия НИИ и международных объединений, менялись денежные знаки, да что там! – название страны и сама страна поменялась… Неизменным для Алексея Козлова всегда оставалось лишь одно – безграничное служение Её Величеству Музыке. Явлению, не зависящему от предметной среды и не поддающемуся инженерному конструированию. Явлению, «конструирующему» наши души...
...................................................................................................
® Владимир Радебергер
07.02.2019