Созданный отечественными конструкторами тяжелый ударный беспилотник вместе с Су-57 может значительно усложнить жизнь и выполнение боевых задач американским и натовским летчикам
06 февраля 2019, 10:48
В конце января информагентства и сеть наперегонки стали публиковать «неизвестно кем, неизвестно где и неизвестно когда» снятую фотографию образца-демонстратора российского тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата «Охотник-Б». Случайным, понятное дело, такой «слив» быть не может. Тем более, если он совпадает с взрывом истерии, усилением агрессивности, угрозами и отказом от выполнения своих обязательств тех, кто в одностороннем порядке считает нашу страну врагом. Но ведь не зря Президент России Владимир Путин предупреждал, что и наш ответ на выход США из ДРСМД будет зеркальным. И этот «технический» ответ оказался многоходовым.
Выход на арену
Самостоятельные опытно-конструкторские работы по теме «Охотник-Б» значительно упростили процесс по разработке истребителя пятого поколения Т-50, который создавали в рамках работ над Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА). Благодаря огромному массиву выполненных работ удалось, в частности, избавиться от проблем при разработке ключевого компонента авиационного комплекса - реактивного двигателя. Если верить имеющимся сведениям - на «Охотник» установили модифицированный вариант одного из уже разработанных и производимых серийно авиадвигателей, конструкция которого, исходя из поставленных задач, была существенно изменена.
Выбор силовой установки такого типа для перспективной ударной машины авиационные инженеры объясняют просто - современный двигатель с большой тягой, внушительным ресурсом и небольшим расходом топлива позволил значительно ускорить работы по созданию ударного БПЛА.
Три ключевых свойства хорошо знакомого и заработавшего репутацию абсолютно надежного двигателя, как отмечают источники еженедельника «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, позволили почти моментально адаптировать силовую установку для истребителя под применение на малозаметном беспилотнике.
Практически решенным можно считать и вопрос по дополнительному экранированию двигателя. Опыты по созданию плоского сопла для авиационных двигателей были успешно проведены более 15 лет назад, а все результаты зафиксированы и сохранены. Важно отметить, снижение ИК-эмиссии через установку дополнительной камеры, могло не подойти для создания перспективных истребителей, однако на дозвуковой беспилотной машине, для которой маневренность и действия на предельных углах атаки стоят далеко не на первом месте, эта технология вполне может прижиться.
Встречают по одежке
Необходимо обратить внимание и на другое обстоятельство, из-за которого Су-57 и С-70 часто упоминают вместе - на борту пилотируемого истребителя пятого поколения тестировались и обрабатывались практически все системы, внедренные в ударный БПЛА.
Система управления вооружением, бортовое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование - многолетняя работа над модульным комплексом позволила практически с ходу реализовать базовые принципы создания тяжелых ударных машин в опытном изделии.
Важно и другое - унификация машины по ключевым узлам с истребителями пятого поколения позволит значительно увеличить дальность полета. Этого разработчики смогут добиться после установки штанги дозаправки, которая входит в штатное оснащение истребителей Су-57 и позволяет значительно расширить боевой радиус машины.Зарубежные аналитики, уже оценившие внешний облик беспилотника С-70, и сделавшие ряд выводов относительно конструкции «Охотника», единогласно сошлись во мнении, что российский С-70 лишь отдаленно напоминает средство для авиаудара в условиях локальных войн. Безусловно, применять машину для уничтожения объектов противника в любое время суток и при любых погодных условиях можно и во время антитеррористических и ограниченных войсковых операций. Однако малая радиолокационная заметность, вне всякого сомнения, позволит «Охотнику» совершать прорыв нескольких контуров эшелонированной ПВО вероятного противника и выводить из строя объекты особой важности даже в случае более масштабных конфликтов.
Поражающий цели
Во многом это предположение подтверждается предполагаемой массой и типом боевой нагрузки. Источники, близкие к ВПК, отмечают, что благодаря двигателю с отличной тяговооруженностью «Охотник» может без особых проблем принимать во внутренний отсек для вооружения до двух тонн высокоточных средств поражения. Здесь следует еще раз вспомнить об унификации с пилотируемой авиационной техникой - отдельно отмечается, что в составе боекомплекта могут оказаться как управляемые авиационные бомбы, такие, как КАБ-500, так и ракеты «воздух-поверхность» нескольких типов - от разработанных в СССР и глубоко модернизированных до созданных с нуля, оснащенных комбинированными системами наведения на цель средств поражения.
О других задачах, которые может выполнять беспилотная машина, пока официально не сообщалось, и вся информация вокруг других возможных целей не подтверждается ни военными, ни разработчиками. Однако можно предположить, что модульное оснащение БПЛА позволит использовать как различный состав БРЭО и комплексов РЭБ, так и средства поражения, благодаря которым групповая атака машин на боевой ордер кораблей вероятного противника не кажется чем-то невероятным. Если рассчитать характеристики машины исходя из типа двигателя, максимальной взлетной массы, скорости и средств поражения, то можно сделать вывод, что боевой радиус «Охотника» (долететь-выполнить задачу-вернуться) может составить до 4 тыс. километров.
При этом зарубежные специалисты уже отметили, что в России накопили достаточный опыт для создания бортовых электронно-оптических комплексов обороны, которыми «Охотник» сможет начать пользоваться в том случае, если противник применит средства РЭБ.
В списке таких систем, согласно некоторым данным, окажется и помехоустойчивая система передачи данных с технологией псевдослучайной перестройки частоты (ППРЧ/FHSS), которая гарантирует постоянный удаленный доступ к машине даже в условиях активной работы средств электронной борьбы.
И одно звено в небе воин
Новый БПЛА практически идеально вписывается в новую концепцию перевооружения армии, о которой неоднократно говорил Президент России Владимир Путин. В определенном смысле участие «Охотника» в боевых действиях позволит отдать всю наиболее тяжелую боевую работу на откуп машинам.
Уже известно, что беспилотники С-70 смогут действовать и в одиночку, и в составе боевого звена, ведущим бортом которого может быть как один, так и несколько пилотируемых истребителей.
В этом отношении «Охотники» для самолетов фронтовой авиации будут выполнять роль своеобразного малозаметного, но эффективного «тарана», который позволит расчищать дорогу пилотируемым машинам, главной задачей которых будет вход в зону контроля средств ПВО противника и уничтожение промышленных и военных объектов особой важности.
При этом внедрение уже существующих технологических решений позволит без особенных сложностей подключить С-70 к единой автоматизированной системе управления войсками. Пассивные датчики и другие средства обнаружения позволят передавать данные с операторского пульта в единую информационную сеть для анализа и дальнейшего принятия решений, что фактически превращает «Охотник» в ударно-разведывательную машину.
Время вперед
Стоит отметить, что первый полет машины должен состояться до конца 2019 года. Об этом, в частности, сообщал и заместитель министра обороны Алексей Криворучко, назвавший «Охотник» одним из приоритетных направлений работы. Необходимо добавить также, что до отправки машины в войска в любом случае пройдет не менее двух-трех лет. После выкатки и завершения цикла наземных испытаний, разработчики приступят к летным испытаниям, в числе которых, кроме стандартных процедур, окажется и проверка системы сопряжения пилотажно-навигационной системы с общеобъектовым оборудованием, а также тестирование системы управления по спутниковому каналу, над созданием которой военные вместе с предприятиями военно-промышленного комплекса работают на протяжении нескольких лет.
Лишь после завершения всех испытаний, в том числе по сбросу средств поражения, заметно изменившийся как внешне, так и технически, БПЛА «Охотник» будет рекомендован к принятию на вооружение.
Но дело не в этом. Появление уже сегодня самой минимальной информации об «Охотнике» должно «отрезвить» тех, кто может стать его «дичью». ■
ТЕГИ: