Далеко ли общественный транспорт Северной столицы укатился от уральской.
Привет, я Марина. Вот уже второй год я пишу ЕТВ о транспорте Екатеринбурга — эта тема стала моей сразу после объявления транспортной реформы в декабре 2016 года. За это время я успела поговорить со всеми причастными к этой сфере: от профильного комитета мэрии и разработчиков реформы до научных работников кафедр и урбанистов. Сразу оговорюсь, что не считаю себя специалистом — у меня нет специального образования и опыта проектирования\создания\разработки чего-либо, связанного с транспортом. Зато я всю свою жизнь пользуюсь общественным транспортом, поэтому все изменения, которые происходят с ним, для меня очень заметны. Чаще всего они делают поездки более удобными и комфортными, но бывают нюансы — об одном таком я писала здесь:
Исследование транспортной системы изнутри и знания, которые я получила за это время, несколько изменили мой взгляд на транспорт — и в путешествиях по новым городам, в первую очередь, обращаю внимание не на достопримечательности, а как выстроена транспортная система. Считайте профессиональной деформацией. Так вот, недавно я поехала в Питер и протестировала местные автобусы. И троллейбусы. И метро. И вот, что хочу сказать: не так уж Екатеринбург далек от северной столицы, а в чем-то даже лучше будет — по крайней мере, нет проблемы с последовательностью.
Выбраться в город
На выходе из терминала Пулково путешественников поджидают таксисты — цены на поездку до центра Санкт-Петербурга начинаются от 700 рублей(обычно в разы больше), поэтому решено было ехать до метро на автобусе. За символические 40 рублей можно окинуть взглядом город и местных жителей, которые садятся на следующей остановке, у торгового центра. Первым приятным бонусом была оплата проезда бесконтактной картой или,как в моем случае, телефоном — он как раз был в руках. В Екатеринбурге я именно так и расплачиваюсь (где возможно), не пришлось изменять привычкам.
Питерские автобусы оборудованы терминалами самообслуживания, к которым пассажиры прикладывают проездной «Подорожник». Один из таких терминалов обычно может принимать бесконтактные банковские карты, но, как выяснилось позже, далеко не везде они установлены, а где-то просто не работают. С такой ситуацией я столкнулась дважды и больше даже не пыталась оплатить проезд телефоном, а сразу доставала деньги. Это очень путает — вроде бы можно пользоваться картой, но приходится иметь план Б.
Кроме терминалов в транспорте есть кондукторы: они проверяют владельцев проездных — оплатили ли они проезд, и выдают билеты тем, кто едет за наличные. Проверить тех, кто заплатил банковской картой, невозможно: из терминала не выходит чек, поэтому лучше платить в поле зрения кондуктора, чтобы он ритуально кивнул тебе — значит, увидел. Как-то слишком сложно, вам не кажется?
После объявления в Екатеринбурге транспортной реформы я спрашивала у главы комитета по транспорту Игоря Федотова, почему бы в наземном транспорте не установить терминалы для оплаты проезда (с помощью Екарты или банковской карты), кондукторов упразднить, а оплату проверять контролерам, которые заходят в салон на случайной остановке. Так происходит, например, в Барселоне. Тем, кто хочет купить билет всего на одну поездку (хоть это и очень дорого), его продает водитель. Тогда Федотов заметил, что не верит в сознательность пассажиров настолько, чтобы убирать кондукторов, да и оборудование терминалами каждого автобуса,троллейбуса и трамвая будет очень дорогим.
В петербургском транспорте получается двойной расход — на покупку терминалов (минимум, пять штук в салоне) и на зарплату кондукторов,которые все равно проверяют каждого пассажира. Зачем это нужно,я не поняла. Может, если бы не кондукторы, то и стоимость проезда была бы ниже? Кто знает.
Сориентироваться под землей
Из аэропорта автобус привозит пассажиров к метро «Московская», с этой станции мне нужно было доехать Московского вокзала — получался путь с одной пересадкой. Первой задачей было найти само метро: после огромных указателей в Екатеринбурге аккуратные петербургские оказались незаметными. Пришлось спрашивать у прохожих. В общем, спасибо той бабушке.
В метро терминалы оплаты картой работают отлично — для них есть отдельный турникет, а сотрудники зорко следят за растерявшимися туристами. Сразу же можно купить жетон или проездной (и пополнить его тут же). Ну, о глубине питерского метро я рассказывать не буду, вы и так знаете. Второй приятной неожиданностью стало то, насколько часто ходят поезда. Как только я спустилась на станцию и сориентировалась, в какую сторону мне ехать, поезд ушел. А новый пришел буквально спустя минуту! В субботу и днем. В Екатеринбурге пришлось бы ждать 5-7 минут.
На «Технологическом институте», где нужно было выйти для смены ветки, толпа подхватила меня вместе с тяжеленным чемоданом и понесла через переход — теперь я знаю, что это не фигура речи москвичей. Людей в метро,действительно, очень много — после этого утренний затор на «Уралмаше» кажется ерундой.
Поездка на метро стоит в Петербурге 45 рублей, на пять рублей дороже наземного транспорта. Меня это несколько озадачило — РЭК устанавливает отдельный тариф для подземки? Или только метро использует его по верхней границе, а автобусы работают в такой плюс, что в них не нужно брать максимальную стоимость? Как это происходит в Екатеринбурге, и почему цена поездки постоянно растет, мы писали здесь.
Машина из будущего
«О, наш электробус!» — чуть не закричала я, когда он проехал мимо меня по Невскому проспекту. Это и правда был он — новенький, бело-синий электробус со спущенными «усами», а как ехал… Загляденье. С ностальгией вспомнила, как такую же машину тестировали в Екатеринбурге зимой — всего две недели, но их уже не забыть никогда. Транспорт будущего, что ни говори. Надеюсь, губернатор уговорит Минпромторг дать Екатеринбургу денег на несколько электробусов.
Весь транспорт, который ездит по центру Петербурга, большой,вместительный и удобный: низкопольный, новый, внутри работают кондиционеры. Есть и маршрутки, даже малой вместительности, но чаще всего они работают за пределами центра как подвозящие до ближайшей станции метро. По крайней мере, в районе Дворцовой площади я такие не видела (не исключаю, что просто не заметила, но общее впечатление такое).
Ну и выделенки. Полосы для общественного транспорта есть, их много, и они здорово выручают: летишь с ветерком, пока автомобили стоят в пробке. Правда, пару раз мой автобус вставал в пробку — из-за ДТП или дорожных работ. Причем выделенки в Петербурге есть даже на тех улицах, где всего три полосы. Например, на Невском между площадью Восстания и Полтавской улицей — автомобилистам отдано всего две полосы, которые ведут в одну сторону, а по третьей едет только общественный транспорт. К вопросу о том,что кого-то возмущает идея нарисовать выделенную полосу на улице 8 Марта в Екатеринбурге. Нормально все едет.
Гениальное транспортное приложение Hubb, которое в Екатеринбурге в 99% случаев правильно показывает время, когда придет автобус или трамвай(потому что данными с ним делится мэрия), в Петербурге бесполезно, хоть город и есть в списке. Впрочем, тут неплохо работает Google.Транспорт. Автобусы приходят в срок и по заданному интервалу.
Сравнивать транспорт Екатеринбурга и Санкт-Петербурга немного нечестно — разнятся и суммы финансирования, и пассажиропоток, и количество туристов. Навигация в Питере чуть понятнее и логичнее, зато в Екатеринбурге удобнее в смысле оплаты проезда. Все плюсы питерского транспорта постепенно появятся и у нас — будет больше выделенок (особенно, если мэрия будет в этом вопросе принципиальнее и жестче), когда-нибудь точно появятся новые троллейбусы и трамваи, а может быть даже электробусы, а маршрутки перестанут ездить окольными путями, пытаясь захватить как можно больше остановок в ущерб скорости. Транспорт будущего всего в шаге — главное, его сделать.
Редакция ЕТВ благодарит за невероятно атмосферные иллюстрации к тексту художницу Марию Бердышеву.