Найти тему
Проба Пера

Мой Стивен Кинг или "всё могут короли" (Часть 2. Нет чудовища страшнее, чем обычный человек)

Оглавление

Вы уже тут? Вот теперь поговорим о том, что, на мой взгляд, и есть самое страшное в творчестве Кинга. Произведения, в которых нет вампиров, чудовищ, инопланетян или клоунов. Есть обычные люди, которые живут по соседству, которых вы встречаете на улице или в общественном транспорте. Нет, они не превращаются внезапно в нечто, состоящее из клыков и когтей, они не оборотни, они ОБЫЧНЫЕ люди, творящие ОБЫЧНЫЕ УЖАСНЫЕ вещи. И вот вы уже совсем по-другому начинаете смотреть на прохожих, знакомых, приятелей...

Отправляемся в антологию ужасов, порожденных человеком. Вперед, по нарастающей!

Рассказ "Я знаю, чего ты хочешь" (1978)

Психологическое понятие "социопат" превратилось в модное слово, часто используемое по поводу и без повода. Да, с лёгкой руки волшебников фабрики грёз, большинство харизматичных главных героев действительно обладают признаками социопатов и даже психопатов, бессовестно манипулирующих своими близкими, противниками и случайно попавшимися под руку посторонними людьми:) Любой психолог подтвердит, что такие люди действительно обладают притягательностью, очаровывают своей уверенностью в себе - именно на этом играют кинематографисты, выстраивая образ главного героя.

Но есть и несколько иной психологический типаж, упоминаемый гораздо реже. Именно к нему можно отнести главного героя этого рассказа. Эдвард Джексон Хамнер, ничем внешне непримечательный молодой человек, демонстрирует признаки настоящего абьюзера, незаметно, но настойчиво затягивая в свои сети школьную подругу Элизабет.

Кинг не был бы Кингом, если бы не добавил легкую мистическую метафору - куклы вуду - в сюжет. Читатель (как всегда:)) не замечает, как вроде спокойная, романтическая история взаимоотношений двух молодых людей начинает вызывать ощущение чего-то неправильного, неестественного, а Элизабет осознает, что её влюбленность в Эдварда, предугадывающего и исполняющего все её желания - по сути психологическое насилие.

Часто ощущаете себя жертвой манипуляторов? Не смотрите популярные сериалы, вызывающие к ним симпатию. Перечитайте рассказ Кинга:) А о его глубоко психологических произведениях мы поговорим отдельно.

Рассказ "Земляничная весна" (1978)

-3

Настоящий детектив, который Кинг, несмотря на постоянные обвинения критиков в "литературной слоновости" и многословности, умещает в несколько страниц текста.

Жуткий сюжет (в студенческом кампусе, раз в несколько лет, когда приходит ранняя весна, выходит на охоту маньяк), нарастающая тревожность, но вы вдруг понимаете, что получаете удовольствие от погружения в атмосферу туманной, мистической земляничной весны. Кинг - мастер описаний. Читатель не просто видит текст, вскоре начинает казаться, что образы возникают прямо перед глазами, будто фильм. И все труднее и труднее оторваться от чтения, каждая фраза неспешно, но уверенно тянет за собой, все дальше, глубже в мир убийцы. И более всего пугает его абсолютная нормальность и обыденность восприятия. До последней страницы. До развязки, которая оставляет место для фантазии, так как далеко не однозначна...

Один совет. Никогда не читайте этот рассказ в переводе, в котором его название "мартовский выползень". Уж не знаю, кто автор этого перевода, но лучше не надо:)

Рассказ "Карниз" (1978)

-4

Боитесь высоты? Нет? А на двенадцатисантиметровый карниз станете? Герою рассказа пришлось не просто выйти на карниз, находящийся на высоте 43-этажа небоскреба, но и обойти по этому карнизу всё здание безо всякой страховки.

Но разве был выбор у Сэна Норриса, если всемогущий, сказочно богатый, самоуверенный сукин сын Кресснер ему его не оставил? Всю суть пари можно изложить одной цитатой из рассказа:

- Давайте без этой тягомотины, мистер Норрис. Вы согласитесь, потому что у вас нет выбора. На одной чаше сорок лет в Сан-Квентине, на другой - свобода. И в качестве легкой приправы - деньги и моя жена. Я человек щедрый.

И вы, уважаемый читатель, попадетесь на удочку еще до того, как Норрис ответит. И не разочаруетесь, потому что развязка все равно вызовет удивление. И легкий холодок страха:) А в следующий раз, когда выгляните со своего балкона, обязательно вспомните, что лодыжки быстро устают...

Рассказ "Конец всей этой мерзости" (1986)

-5

Сразу остановлю возмущение знатоков творчества Стивена Кинга по поводу даты написания рассказа. Да, официально в сборнике "Ночные кошмары и фантастические видения" он появился только в 1993, но написан был автором в 1986, и в том же году был представлен американском читателю в журнале "Omni".

К данному рассказу эпиграфом может послужить крылатое: "Благими намерениями выслана дорога в ад", но на мой взгляд больше подошло знаменитое "черномырдинское": "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Суть истории проста и в принципе не нова: гениальный ученый хотел избавить человечество от агрессии, а мир от новых войн, но вместо этого губит людей, лишая их разума. Проблема к которой многократно обращались многие авторы: ответственность гения перед последствиями своих действий, ответственность человека, возомнившего себя Мессией перед теми, кого он собрался вести к свету.

Интересен сам приём написания рассказа: он ведется от лица брата гения - Ховарда Форноя — он набирает текст на пишущей машинке. И тут с первых же строк Кинг шокирует своего читателя. Ховард начинает свой рассказ с того, что несколько часов назад он убил своего брата. Чем дальше Вы читаете, тем больше ощущаете, что рассказчик теряет разум. Конец рассказа - набор полу бессмысленного текста, производящий гораздо большое впечатление, чем море крови и горы трупов.

Настоятельно рекомендуется к прочтению каждому гению (а особенно каждому президенту любой страны нашего мира), уверенному в том, что именно он может спасти человечество.

Ну и еще один рассказ "на закуску", а потом к более крупным формам:)

Рассказ "Музыкальная комната" (2016)

Эдвард Хоппер "Комната в Нью-Йорке"
Эдвард Хоппер "Комната в Нью-Йорке"

Этот рассказ написал для антологии "In Sunlight Or In Shadow", которая посвящена творчеству американского художника Эдварда Хоппера. Каждый рассказ в сборнике (а участвовали в его создании весьма знаменитые авторы) - вариация на тему одного из произведений художника. Для своего Стивен Кинг выбрал «Комнату в Нью-Йорке».

Обычная, ничем не примечательная семья Эндерби, времена Великой Депрессии, Нью-Йорк. Обычный вечер, Третья авеню. И всё остается обычным до первого удара, доносящегося из шкафа. Удара, пытающегося всеми силами выжить очередного "клиента" супругов Эндерби. Человека, обладающего (по мнению миссис Эндерби) "просто ужасной живучестью".

И вот тут используется, наверное, самый мощный приём столкновения обыденности с ужасом. Спокойная беседа супругов, легкое раздражение в ожидании смерти истошно воющего гибнущего от голода и жажды человека.

Вы спрашиваете, зачем же ждать и слушать?

- Но мы не убийцы. Наши гости просто испытывают недостаток в хлебе насущном, так же, как и столь многие в эти ужасные времена. Мы не убиваем их; они просто исчезают.

Запредельная жесткость, превратившаяся в привычку, повседневную рутину; и обычные люди, превратившиеся в монстров за семь страниц печатного текста...

Повесть "Способный ученик" (1982)

-7

Очень часто писатели, особенно работающие в жанре фантастики, становятся провидцами. Иногда это предвидение великих открытий или новых технологий, как, например, у Жюля Верна, а иногда предвидение возрождения наиболее мерзких проявлений человеческой истории, как у Кинга.

Когда повесть была прочитана мною впервые, никому и в голову не могло прийти, что фашистская идеология может снова быть принята на вооружение не просто отдельными маргиналами, а целыми политическими объединениями и стать повседневной частью жизни в 21 веке.

Эта повесть, написанная в 80-х годах прошлого века, абсолютно актуальна сегодня. Прилежный положительный мальчик, узнав, что его сосед нацистский преступник, погубивший тысячи жизней не выдает его полиции, а с упоением слушает его рассказы о зверствах, превращаясь в способного ученика садиста и убийцы. Когда российский школьник осенью 2017 -го выступил в Бундестаге со своей речью, первое, что мне пришло на ум - эта повесть, прочитанная много лет назад. И не сам молодой человек, столь трепетно отзывавшийся о "немцах, не хотевших идти воевать" и погибших в "сталинском котле" вызвал это воспоминание. Страшная повесть Кинга всплыла в памяти после реакции учителей мальчика на возмущение большого количества людей, выслушавших эту речь. Реакции, которую можно выразить кратко - искреннее непонимание.

Жутко признавать, но мы вырастили поколение "способных учителей" и это действительно страшно.

Повесть "Кадиллак Долана" (1989)

-8

Мы, люди, интересно устроены. Нам мало просто жить, нам нужно видеть цель, смысл своей жизни. У каждого эта цель своя... Кто-то живёт ради денег, кто-то ради любви. Но, иногда, наши цели пересекаются и не всегда безболезненно. Что делать человеку, смысл жизни которого вырвали из души жестоко и безнаказанно? Для чего идти дальше? К стремиться? Самый действенный и безотказный новый двигатель - месть.

Непримечательный, тихий учитель Робинсон теряет жену. Элизабет Робинсон неожиданно для себя оказалась ценным свидетелем в деле против мафиозного босса Долана. Вечером женщина села в автомобиль и несколько динамитных шашек, сработавших от системы зажигания, сделали Робинсона вдовцом. Но после смерти голос жены стал преследовать его, и Робинсон стал готовиться к мести.

Семь лет у бывшего учителя ушло на то, чтобы добраться до окруженного телохранителями и дверцами бронированного кадиллака Долана. Семь лет, и Робинсон стал абсолютно иным человеком. Семь лет, для того, чтобы придумать такую ловушку, которая шокирует своей жестокостью. И ловушка сработает. И голос Элизабет, наконец, замолчит.

Сборник "Тьма и больше ничего" (2010)

-9

Почему целиком сборник? Потому что все пять повестей, которые входят в него объединены одной мыслью: в душе каждого человека кроется нечто, способное пробудить самые тёмные, самые отвратительные его черты. Нужно просто правильно создать условия для пробуждения...

И вот уже обычный фермер Уилф Джеймс убивает свою жену за клок земли, втягивая в убийство сына и постепенно, мучимый чувством вины, проваливается в сумасшествие

-10

А тихая, милая писательница, жестоко изнасилованная незнакомым водителем и брошенная умирать на заброшенной дороге, выжив, начинает мстить. Сюжет тривиален и не нов, но...затасканное выражение "месть - это блюдо, которое подают холодным", тут не срабатывает. Тесса Джин превращается в настоящую бездушную машину для убийств. И никаких тут "соплей" и "нюней". Внешность обманчива...

-11

Дарси Андерсон, находящаяся в долгом счастливом браке, находит кое-что странное в гараже и задается вопросом, хорошо ли она знает собственного мужа? Думаете 27 лет брака не дадут ей правильно ответить на данный вопрос? Её муж - убийца. И она теперь об этом знает. И он теперь знает, что знает она. Считаете, что уже угадали финал? Прочтите, ведь и тут не всё так однозначно....

-12

И это еще не все...

Роман "Ярость" (1977)

-13

Не скажу, что данный роман произвел на меня большое впечатление. Сюжет, к сожалению, абсолютно не нов для современной жизни. Мальчик с неустойчивой психикой приносит в школу оружие, убивает учителя, захватывает в заложники учеников и несколько часов обсуждает с ними волнующие его вопросы. Но не могу не упомянуть о нем, потому что, к сожалению, он произвел впечатление, и очень неоднозначное, на других.

С 1986 по 1997 год было в общей сложности четыре случая, когда вооруженные школьники, захватывавшие заложников и убивавшие своих одноклассников и учителей, приносили с собой "Ярость" или признавались, что это их любимая книга. После последнего происшествия с Майклом Корнилом, убившим троих и ранившим пятерых человек, Кинг не выдержал.

«Инцидента с Корнилом стало для меня достаточно. Я попросил своих издателей больше не печатать эту проклятую вещь. Они согласились»

С тех пор и до настоящего времени Стивен Кинг является одним из самых ярых сторонников запрета свободного распространения автоматического оружия.

Интересно, что у Кинга есть рассказ с подобным сюжетом. Называется он "Возвратившийся Каин". Очень четкий, короткий и сильный рассказ, производящий гораздо большее впечатление чем роман. Но его, как катализатор для неокрепших умов никто не упоминает:)

Что ж, иногда выдуманные монстры порождают монстров реальных...

И это утверждение правдиво и для еще одного романа, без которого моя статья обойтись не может

Роман "Мизери" (1987)

-14

Название книги - имя героини романа писателя Пола Шелдона. Пол пишет любовные романы о Мизери Честейн. Его произведения пользуются большой популярностью. Но Пол не был бы писателем, если бы ему не хотелось двигаться дальше, и он убивает свою поднадоевшую героиню. Убивает, не особенно заботясь о логичности сюжета - ведь его уже захватила идея абсолютно иного произведения. Однако, каждый писатель пишет для своих читателей. Для читателей - живых людей. Это не просто цифры в отчетах о продажах, это люди, которые имеют свои чувства, свои предпочтения, свои привязанности и свои фобии... И судьба предоставит Шелдону возможность вспомнить об этом, когда, попав в аварию, он очнется не в больнице, а в доме поклонницы своего творчества, медсестры Энни Уилкс.

Вот тут и Шелдон и читатель осознают, что слово "misery" имеет в английском языке вполне явное значение: "страдание". В одной из своих статей Стивен Кинг признавался, что начало этому роману породил его ночной кошмар и назвал он своё творение именно так не случайно. Перенося свою идею на бумагу, Стивен Кинг признавался, что страдал вместе с главным героем. Страдать будешь и ты, читатель, выдерживая сильное психологическое напряжение. По сути, всего два персонажа. Действие в пределах небольшой комнаты. И нарастающий ужас, неотпускающий до последней строчки.

Стивену Кингу в реальной жизни пришлось столкнуться с неадекватными поклонниками, так что его ночные кошмары не случайны. Один из исследователей творчества писателя рассказывал об истории, случившейся в 1980 году, когда у Кинга взял автограф человек, представившийся "фанатом номер один", который предположительно был Марком Чепменом, человеком, взявшим в том же году автограф у Джона Леннона, а через 6 часов всадившем в музыканта пять пуль.

Знаменитое фото фотографа-любителя Пола Гореша, за которое Чепмен заплатил ему 50 долларов, попросив сфотографировать Леннона, когда музыкант давал ему автограф
Знаменитое фото фотографа-любителя Пола Гореша, за которое Чепмен заплатил ему 50 долларов, попросив сфотографировать Леннона, когда музыкант давал ему автограф

Был и случай с проникновением в дом Кингов сумасшедшего Эрика Кина, размахивающего коробкой и кричащего, что у него в ней бомба. Так что даже не сомневайтесь: страх Кинга перед поклонниками его творчества более чем обоснован.

По книге снят отличный фильм, с очень интересной актрисой Кэти Бейтс, снимавшейся в нескольких кинолентах по Кингу ( в том числе и "Долорес Клейборн"), но если Вы любитель триллеров от которых перехватывает дыхание и не спится по ночам - сначала прочтите книгу. Вы не будете разочарованы.

-16

Двигаемся дальше? Пожалуй, перестанем придерживаться общего и перейдем к чистому ужасу. В третьей части поговорим о самых жутких произведениях Кинга, на мой взгляд. Но, хватит предисловий. Не отставайте, и держите меня за руку покрепче...