Найти тему
Владимир Зима

Инициатива наказуема?

Почему «инициатива снизу» часто встречает такой сильный отпор у начальства? Все просто, руководитель не любит, чтобы подчиненные были умнее его. Вернее, он не может этого допустить, и потому инициативные сотрудники часто попадают в опалу. Но будет ли это полезным вашему бизнесу? Практика показывает, что такая ситуация только вредит успешной работе компании.

Когда-то я думал, что любой руководитель мечтает о том, чтобы его люди работали сами. Чтобы сам он только направлял профессионалов, помогал им выставить приоритеты и сконцентрироваться на главном. А они уже сами делали все необходимое.

А потом оказалось, что на свете существует большое количество начальников, которые считают, что если их люди работают сами, то в этом есть какой-то подвох. Ну, а когда активно его ищешь, то обязательно рано или поздно найдешь. Так что даже те счастливые случаи самостоятельных и инициативных сотрудников, которые бывают в природе, часто недооцениваются.

И проблема не в том, что руководитель хочет навредить организации. На самом деле, сознательное вредительство – крайне редкий случай. Просто он не умеет правильно оценить своих людей и сделать правильные выводы. И в результате, ему приходится в качестве оценочной шкалы использовать собственные эмоции.

Но это очень опасный путь. Ведь эмоции формируются, отнюдь, не на основе выполнения KPI или распоряжений, а на основании того, как это выполнение или невыполнение было подано. Они зависят не от содержания, а от формы. Так что ленивый хитрец запросто может получить больше «баллов» в голове руководителя, чем простодушный трудяга. А по-настоящему ценные люди часто вызывают в нас прямо противоположный настрой. Ведь включается еще и чувство конкуренции, и профессиональная зависть (как бы мы ни убеждали себя в обратном).

Без инструментов объективной оценки по-настоящему руководить нельзя. И ни о каком делегировании речь идти не может. Как и без хорошего целеполагания, на основе которого потом и осуществляется оценка деятельности.

Так что, приходите учиться. Учиться объективно оценивать людей, ставить им четкие и правильные задачи и спокойно, без ругани и лишних нервов корректировать их работу.