Конкурсная процедура назначения чиновников – это всегда соревновательность, это всегда программы кандидатов на тот или иной пост, позволяющие понять их видение дальнейшего развития сферы, которую они будут курировать. Участие большого количества людей позволяет надеяться, что будут отобраны наиболее приемлемые кадры.
В целом система конкурсного отбора была опробована при назначении министров культуры и экологии Нижегородской области. Посмотрим, как будут работать эти чиновники, а также министр социальной политики, которого выбирают сейчас. Надеюсь, что комиссия отдаст предпочтение тем, кто способен показать наиболее эффективную работу.
Немного смущает то, что конкурс длится слишком большое время. В этом как для самих кандидатов есть неприятные моменты волнения и неопределенности, так и для членов конкурсной комиссии. А также и дело страдает – когда конкурс идет по полгода, отсутствие руководителя не может не сказаться на работе ведомства.
Должны быть четко установленные сроки, которые нельзя затягивать, и они должны быть максимально сжатыми. Нельзя оставлять структуру без руководителя – особенно если временно исполняющий обязанности не принимает участия в конкурсе. Когда всем понятно, что его место займет кто-то другой, эффективность работы снижается.
Я знаю, что Сергей Кириенко очень увлекался программами конкурсного подбора кадров, осуществлял их в разных структурах на нижегородской земле. Наверное, он эту тему и сдвинул с места, и теперь любой человек может воспользоваться таким социальным лифтом, подать заявку и продвинуться, а не только чей-то родственник, что зачастую еще происходит. Нельзя допускать, чтобы конкурсы проводились только для прикрытия, когда организаторы заранее знают, кто будет победителем.
У нас есть закон о государственной и муниципальной службе, но закрепленные там форма, сроки подбора кадров и так далее не предполагают такого подхода, который сегодня внедряется через проект «Команда правительства». Отбор осуществляется по формальному принципу – по документам, без представления программ.
Сейчас мы видим попытку сделать конкурсную процедуру более детальной, позволяющей понять реальные компетенции кандидатов и их соответствие будущей должности. Тесты, собеседования и тому подобное.
Пока все это основывается лишь на подзаконных актах, поэтому не имеет широкого распространения и используется на усмотрение того или иного руководителя. Кто-то к таким новациям склонен больше, кто-то меньше. Поэтому пока не стоит ожидать тотального отбора министров регионального правительства и членов горадминистрации Нижнего Новгорода через эту систему.
Но если эффективность ее будет доказана, тогда, скорее всего, будет принято решение о массовом внедрении конкурсных процедур.
Александр Златов