Торговые центры невыгодны для города. Они ему вредят. Хотя, когда я сам впервые услышал такой тезис, очень удивился — как так, они же всем нравятся?
Тема сложная, но городские исследователи это подтвердят. Торговые центры создают непроходимые зоны в городе, рождают парковочные поля, убивают идентичность места и генерируют заторы на дорогах. Но самое плохое — они пытаются заменить городскую среду. Тут вам и удобные улочки, и дизайн-код, удобные скамейки, озеленение и фонтаны. Там кипит жизнь! А в городе всё мёртвое, там скучно.
Бизнесу приходится подстраиваться. Раз людям нравятся места, где есть жизнь, они соглашаются на дорогущую аренду в ТРК. В итоге, рядом с крупным моллом вымирают все первые этажи и заколачиваются окна. В торговом появляется жизнь, а вокруг него деградирует городская среда. Улицы превращаются в магистрали для авто, которым нужно без пробок доехать до ТРК. С улиц пропадают люди, возрастает преступность и разруха.
Что делать? Магазинчик на первом этаже не может конкурировать с шикарными условиями, который предлагает ТРК: тут и коммуналка, и охрана, и паркинг, и стабильный поток людей.
Ответ есть: создать управляющую компанию для улиц с магазинчиками, которая будет следить за порядком, привлекать людей, лоббировать благоустройство и общественный транспорт. Такая форма местного самоуправления появилась в США и успешно развивается в Европе.
Это что-то типа управления рынком, только масштабом в несколько кварталов. Ребята из «Город и люди» написали хорошую статью про опыт создания таких объединений в Лондоне, почитайте: https://medium.com/@cityandpeople/альтернатива-торговым-центрам-опыт-лондона-9b4337c37a16
You'll Never Walk Alone!