Официальный Брюссель прямо обратил внимание на проблему «инвестиционного гражданства» в отчете Еврокомиссии, в котором содержится обзор программ получения гражданства или ВНЖ одной из стран ЕС в обмен на инвестиции в это государство.
Следует отметить, что реакция официальных властей ЕС последовала за публикацией ОЭСР, в которой Организация объявила о работе по борьбе со схемами ухода от налогов при помощи получения инвестиционного гражданства или ВНЖ в одной из зарубежных юрисдикций. В частности, ОЭСР намерена сфокусироваться на тех налогоплательщиках, которые таким образом пытаются уклоняться от автоматического обмена информацией с их родиной о зарубежных банковских счетах и активах по действующему стандарту CRS.
Согласно отчету на территории стран ЕС действуют три программы получения гражданства в обмен на инвестиции (Болгария, Кипр и Мальта), которые не требуют фактического проживания заявителя или иных тесных связей с этими странами.
Кроме того, в Еврокомиссии уверены, что, помимо программ инвестиционного гражданства, риски в себе несет и целый ряд схем получения постоянного или временного ВНЖ на территории одной из стран ЕС. Так, выданный ВНЖ дает право лицу из третьей страны (не входящей в ЕС) не только проживать на территории «новой родины», но и свободно перемещаться внутри Шенгенской зоны. Несмотря на то, что на уровне ЕС регулируется въезд некоторых категорий граждан третьих стран, по общему правилу, выдача ВНЖ находится в компетенции национальных правительств. На сегодняшний день, программы получения ВНЖ действуют в 20 странах ЕС. Это Болгария, Чехия, Эстония, Ирландия, Греция, Испания, Франция, Хорватия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Великобритания.
В отчете сказано, что Еврокомиссия продолжит пристально следить за соблюдением законодательства ЕС получателями инвестиционного гражданства или ВНЖ, принимая, по мере необходимости, различные меры административного характера. В целом, чиновники отметили, что странам ЕС необходимо наладить более тесную коммуникацию по вопросам использования таких программ в недобросовестных целях, а также обеспечить следующее:
- Полное соблюдение и систематическая проверка требований пограничного контроля при въезде/выезде с территории ЕС;
- Соблюдение положений Директивы ЕС о долгосрочных ВНЖ и Директивы ЕС о воссоединении семей; и
- Проверка средств и активов инвестора на предмет соответствия законодательству ЕС о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.tax-news.com.