Найти тему
Патриоты Нижнего

Приподзакрыли

«Патриоты Нижнего» продолжают следить за ходом судебного процесса по делу экс-главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина и бывших сотрудников МВД Евгения Воронина и Романа Маркеева. На прошедшей неделе в суде начались допросы свидетелей, и суд внезапно принял решение закрыть заседание и попросил удалиться журналистов и слушателей.

Стоит отметить, что с самого начала процесс по делу Олега Сорокина был открытым – это значит, что в зале могли находиться журналисты и вести диктофонную запись, делать заметки и даже вести прямые текстовые трансляции в интернете. Кроме журналистов в зале присутствовали обычно несколько десятков слушателей: родственники подсудимых, друзья и коллеги.

При этом с самого начала было известно, что в деле содержатся документы с грифом «секретно» и «совершенно секретно» – об этом не раз говорили адвокаты и предлагали сделать процесс закрытым и перенести его в областной суд, как того требует закон.

Открытый процесс в этих условиях означал, что один из подсудимых, полковник МВД в отставке Евгений Воронин, не сможет активно защищать себя – рассказывая на суде в присутствии журналистов и слушателей факты, составляющие государственную тайну, он может совершить преступление, а умолчав об этих секретных фактах – не сможет доказать свою невиновность.

Но судья раз за разом отвергала ходатайства адвокатов о закрытии процесса. И вдруг 1 февраля, когда в суд в качестве свидетеля был вызван бывший замначальника Главного управления МВД РФ по Нижегородской области Виктор Цыганов, прокурор Елена Шкаредная ходатайствует о проведении допроса в режиме закрытого заседания. Мотивировала так: «их показания могут представлять собой служебную тайну». Адвокаты возражали против таких полумер, но судья Екатерина Кислиденко не принимает во внимание их доводы и удаляет из зала всех слушателей и журналистов.

«В Уголовно-процессуальном кодексе такого понятия, как “служебная тайна”, не существует! Здесь налицо подмена понятий. Этот запрет связан не с защитой свидетелей, а со стремлением впоследствии избежать наказания за нарушение закона при рассмотрении дела, в материалах которого действительно есть секретные документы», – поясняет адвокат Дмитрий Артемьев.

Кстати, несмотря на принятые полумеры по закрытию заседания, генерал Виктор Цыганов во время допроса часто отказывается отвечать на вопросы, объясняя это гостайной. Также генерал заявил, что не понимает, за что судят его бывших подчиненных – закона они не нарушали. Об этом сообщает сетевое издание «Столица Нижний» со ссылкой на адвокатов.

«За 15 лет адвокатской практики я ни разу не видела уголовного процесса с бо́льшим количеством нарушений. Практически каждый шаг здесь нарушает право на защиту, принцип состязательности сторон, принципы равноправия сторон. Суд их полностью игнорирует. Лично у меня создается впечатление, что дан зеленый свет на любые нарушения, какие в принципе возможны. Безусловно, мы все эти нарушения фиксируем и будем их обжаловать как в процессе, так и по результатам вынесения приговора», – говорит адвокат Сталина Гуревич.

Сторонние наблюдатели уже назвали все происходящее на этом процессе странным. «Я не рассматриваю тему виновности-невиновности Сорокина, это дело суда. Но действия суда, его отношение к процессуальным вопросам вызывают по крайней мере удивление. Своим решением сделать заседание закрытым для СМИ, по сути дела, суд признает, что в деле есть документы с грифом “секретно” и “совершенно секретно”. А если это так, то рассмотрение данного дела – не компетенция районного суда. Или у нас правовое государство и суд руководствуется требованиями закона, или неправовое и суд принимает решения на основании чьих-то “благих пожеланий”», – говорит политолог Александр Рожков.

«В этом процессе все происходит не так, как должно происходить в нормальном судебном разбирательстве. Мы постоянно наталкиваемся на внутренние противоречия, на отсутствие внутренней логики, – рассуждает социолог Александр Прудник. – Очевидно, что суд намерен закрыть часть процесса от общественности, не будучи заинтересован продемонстрировать полную открытость и способность принять непредвзятое решение».

Кстати, напомним, известный журналист Владимир Соловьев еще три недели назад в своей программе «Полный контакт» на радио «Вести-ФМ» обращал внимание на бесцеремонные действия суда в вопросах сохранения гостайны.

Сейчас своим решением сделать заседание закрытым для СМИ суд, по сути дела, признает, что в деле есть документы с грифом «секретно». А если это так, то по закону рассмотрение этого дела – не компетенция районного суда. Юристы убеждены, что процесс надо закрывать и передавать дело на рассмотрение в областной суд.

Елена ВОЛИСОВА      

Фото Андрея АБРАМОВА