Найти в Дзене

Каменная гвардия острова Пасхи, часть 5: ответ, который у всех перед глазами

Оглавление
... у каменоломен Рано Рараку. Все без исключения исследователи их видели, трогали руками и даже отмечали, что они установлены явно по какому-то заранее намеченному плану ...
... у каменоломен Рано Рараку. Все без исключения исследователи их видели, трогали руками и даже отмечали, что они установлены явно по какому-то заранее намеченному плану ...
-2

-3

Из интервью профессора Э. Мулдашева:

« — Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

— Насчитывается несколько десятков таких [оставшихся в вертикальном положении] истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад — это закат, или смерть, а восток — это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек — клеточкой Земли. … И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.»

Об одном из местных материальных ресурсов

(маленькое, но полезное лирическое отступление не о тибетской медицине и не о антеннах Шамбалы)

В одном месте своего судового журнала адмирал Я. Роггевен, корабли которого в 1722 году открыли (для европейцев, конечно же, здесь уже много веков обитало многочисленное население) остров Пасхи, с похвалой отзывается о крепких веревках, коими туземцы крепили каркасы и стены своих жилищ. И тут же он недоумевает по поводу того, как островитяне могли перетаскивать своих идолов, если у них не было ни толстых бревен, ни достаточно толстых канатов. Последнее замечание, которое почему-то считают неоспоримым доказательством отсутствия на острове Пасхи деревьев, - свидетельство того, что господин адмирал даже не догадывался о том, что растительные канаты любой толщины изготавливаются из отдельных прядей не очень прочных волокон.

Современные пасхальцы считают само собой разумеющимся, что их предки изготавливали тросы из крепкого луба дерева хау-хау. Что прямо подтверждается самим фактом наличия на острове перемещенных в древности на большие расстояния мегалитических статуй. По определению мегалитом является цельный камень, который физически не в состоянии передвинуть максимум собравшихся вокруг него людей – силенок у них не хватит, нужны еще люди, а рационально их усилия можно приложить к такому грузу только опосредовано, с помощью веревок. Островитяне даже предлагали норвежцам из экспедиции 1955…1956 г.г. сплести для примера канат толщиной с корабельный. Одно дерево вполне способно дать луба на десяток метров каната толщиной с руку. Здесь нелишне заметить, что изготовленный также из растительных волокон пеньковый канат такой толщины выдерживает нагрузку в полтора десятка тонн.

А хранить канаты можно даже десятилетиями в сухих пещерах, использовать по мере надобности и время от времени ремонтировать (как поступают, например, с рваным свитером: его распускают и связывают заново).

Каменоломня, спуск готовой продукции

(лучший из способов понять труднообъяснимое – попытаться поставить себя на место невольных авторов загадки)

Пока ваяли первые небольшие статуи из материала нижнего продуктивного горизонта, проблем не возникало. Угол естественного откоса делювиальной осыпи близок к углу трения лежащего на ней каменного блока, поэтому спуск моаи до равнины требовал небольших усилий. Но те статуи, которые высекались выше по обрыву, необходимо сначала как-то спустить на делювий. Опора снизу исключается - высоко, к тому же склон под статуей представляет собой действующую каменоломню. Остается единственный способ - опора на спущенные сверху канаты. Далее стоящая перед ваятелями задача диктует настолько однозначные способы ее решения, что можно без труда восстановить не только сами приемы, но и их постепенную эволюцию.

Перекинутый через гребень кратера и нагруженный десятками тонн канат в руках удержать не удастся. Механические устройства вроде кабестана, следы которого усматривают в совершенно неподходящем для этого месте, не только вряд ли возможны, но и совершенно не нужны с технической точки зрения.

Из реконструкции 1983 года (статья «Шествие каменных голиафов», альманах «На суше и на море», 1988. - М., Мысль, 1988, стр.412-429):

« При спуске с горы не требуется механизмов для увеличения мускульной силы и изменения направления ее действия, необходимо всего лишь погасить чрезмерную даровую силу (силу веса монолита), действующую на канат, имея возможность понемногу его подтравливать. Существует только одно приспособление, способное оказать такую услугу, столь же простое и естественно вытекающее из житейского опыта и столь же древнее, как и обыкновенный веревочный узел - это кнехт.»

-4
Кнехт на судне: используются парные тумбы, но принцип действия тот же.     (*)
Кнехт на судне: используются парные тумбы, но принцип действия тот же. (*)

Кнехтом может быть любое дерево или свая - словом, любой хорошо закрепленный уступ, вокруг которого можно обмотать веревку. На свободный конец веревки будет действовать уже очень небольшая сила, все остальное за счет трения о кнехт передастся на опору, на которой он закреплен. И такие кнехты есть у каменоломен Рано Рараку. Все без исключения исследователи их видели, трогали руками и даже отмечали, что они установлены явно по какому-то заранее намеченному плану. Но никто так и не заметил, что это в первую очередь технические устройства - речь идет о самих статуях, стоящих в земле.

Вертикальные моаи в кратере.    фото:  Kaspars Ginters
Вертикальные моаи в кратере. фото: Kaspars Ginters

Раскопанный Джо Анной ван Тильбург 7-метровый моаи-кнехт RR-100-157 в кратере Рано Рараку.     фото:  Easter Island Statue Project
Раскопанный Джо Анной ван Тильбург 7-метровый моаи-кнехт RR-100-157 в кратере Рано Рараку. фото: Easter Island Statue Project

Изваяния в кратере - это, если смотреть сугубо рационально, кнехты, которые принимали на себя вес монолита. О сакральном их предназначении спорить не имеет смысла: у наших далеких предков, где бы они не жили и чем бы не занимались, мало что не имело отношения к материям сверхъестественным и мистическим. Заглубленная всего на полтора метра статуя может вполне соперничать по удерживающей силе со становым якорем крупного морского судна. Если обмотать удерживающий вес статуи канат (или канаты) вокруг одного или произвольным образом вокруг нескольких кнехтов, и взять в руки их свободные концы, то всего два или даже один человек будет в состоянии спустить свободно подвешенную статую любого веса с любого отвесного (ключевое слово здесь «отвесный») обрыва.

Но скалы на Рано Рараку не отвесны, это намного усложняет задачу. Нужны силы, отдаляющие груз от наклонной скалы. И/или, что очень часто оказывалось намного актуальнее, от лежащих на пути статуй в процессе каменотесных работ, от неровностей скал и просто от земли. Эта задача оказалась вполне решаемой в рамках тех материальных ресурсов, которые были у древних островитян.

И она была решена – судя по опустевшим местам рождения конкретных, часто весьма внушительных моаи на высоте в десятки метров над делювиальной осыпью.

- - -

(*) иллюстрация из интернета

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где указательный палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.