Правь, Британия, морями!
Англичане имели все основания гордиться собой на протяжении всего девятнадцатого века. Немалая часть столетия попадала под так называемую «Викторианскую эпоху», в которой Великобритания была мировой сверхдержавой, прямо как США сейчас. Англосаксы контролировали территорию в двадцать пять миллионов квадратных километров. Эти земли включали в себя богатейшую Индию, немалую долю африканского континента, Австралию, Канаду, кучу иных ценных кусков суши.
— В чем же ваш секрет, мистер Холмс?
— Элементарно, Ватсон. Колонии, мощный флот, интриги и нейтралитет.
Мощный флот позволял англичанам не бояться конкурентов: ни одна держава мира не могла противостоять военно-морским силам Британии, на них напоролся даже Наполеон Бонапарт в свое время. Кроме того, любители чая проводили расчетливую и тонкую политику, которая заключалась в поддержании баланса на европейском континенте. Страны Старого Света непрестанно должны были заниматься разборками друг с другом, до британских колоний ни России, ни Франции, ни уж тем паче немцам не должно было быть никакого дела.
Если кто-то из врагов «той, что гадит» становился слишком опасным, пытался пересмотреть устаканившийся английский мировой распорядок, то бритты удивительно быстро сколачивали против такого «выскочки» нехилую коалицию. При том сама Британия не любила прочные союзы, предпочитая опосредованную поддержку, вооруженный нейтралитет или временное сотрудничество. Потому постоянных «друзей» на поприще геополитики у англичан не было.
Ярким примером может быть все тот же Наполеон Бонапарт, против которого воевало несколько коалиций на протяжении многих лет. И кого там только не было за этот период: Россия, Пруссия, Австрия, даже шведы отметились. Еще можно вспомнить Крымскую войну, в которой уже Российская империя оказалась в международной изоляции и противостояла нескольким державам. Короче, разделяй и властвуй.
Все идет по плану?
Но в начале двадцатого века «что-то пошло не так». Как черт из табакерки, выскочила из геополитического забвения на международную арену амбициозная милитаризованная Германская империя. Кайзер Вильгельм II откровенно поигрывал мускулами, в том числе и морскими, создавая новый флот, способный противостоять англичанам.
Начавшаяся Первая мировая война стала грозным тревожным звонком для английской гегемонии: Великобритания к ее завершению оказалась, во многом, «в минусе». Сказались большие людские потери (молодежь того периода прозвали «потерянным поколением»), экономическое перенапряжение и внутриполитический раскол. Ранее именно «Джон Булль» был самым крутым инвестором на планете Земля, вкладывался в экономике почти всех стран мира (включая рухнувшую Российскую империю). Но с 1918 года Булль передает эстафету Дяде Сэму, да и сам становится его должником.
Начались проблемы и в колониях: восстали индийцы, арабы, ирландцы. Последним в итоге удалось приобрести независимость, что стало большой имиджевой потерей для Британии. Ну а что вы хотели? Псоле Первой мировой появилось так много новых государств. Если можно чехам, полякам и сербам, то почему нельзя ирландцам?
Гибель империи.
Но самый ад начался именно в период Второй мировой войны. Лично я здесь вижу последовательно пять факторов, которые предопределили развал Британской империи, несмотря на то, что страна, вроде бы, оказалась в числе победителей.
1. Политика умиротворения.
Еще в межвоенное время выявилась моральная слабость Великобритании, неготовность ее к большой войне. В то время, как Гитлер сотоварищи кричали «можем повторить!», английский премьер-министр Невилл Чемберлен подписывал Мюнхенское соглашение с фюрером (и прочие интересные документы).
Такая достаточно близорукая политика, тем не менее, отражала позицию немалой части британского общества, которое уже навоевалось по горло. А можно ли при таком раскладе удержать прибыльные территории, если никто не хочет за них умирать?
2. Военные поражения Великобритании.
Оказалось, что Великобритания не зря опасалась войны: ее экспедиционные корпуса во Франции, в Норвегии, на Балканах — неизменно терпели поражения от бравых вояк вермахта.
Впрочем, я полагаю, что в развал колониальной системы гораздо большую лепту внес не какой-нибудь Дюнкерк, но сдача Британией важнейших своих колониальных форпостов на Дальнем Востоке. Сингапур и Гонконг стали относительно легкой добычей для японской армии, что шокировало английскую общественность и многое сказало о перспективах британского колониализма.
В годы Второй мировой войны немцы угрожали африканским и ближневосточным колониям Британии, а японцы — Индии и Австралии, не говоря уже о Бирме, которую они захватили.
3. Зависимость метрополии от колоний.
Еще в Первую мировую войну наблюдался рост национального самосознания индийцев, канадцев, австралийцев и прочих новозеландцев. Эти ребята активно воевали на стороне Британии, но благодаря окопам Первой мировой войны у них рождалась собственная история.
Славная традиция продолжилась и в годы Второй мировой войны. На этот раз британскому правительству уже приходилось обещать своим доминионам независимость. И, к примеру, Индия, получила эту самую независимость как раз по таким договоренностям.
4. Усиление СССР.
Советский Союз вышел из противостояния с Третьим Рейхом сверхдержавой, с коей теперь необходимо было считаться. Но самым страшным для англичан было усиление популярности коммунистических идей, которые подпитывали национально освободительные движухи по всему миру, подтачивая основы британского владычества.
5. Новый «царь капиталистической горы». Усиливался не только СССР, но и другой союзник старушки-Британии — США. Британия получала ленд-лиз из штатов, все более впадая в зависимость от поставщика. Кроме того, без американских войск навряд ли бы у англичан получилось бы освободить западную Европу и одержать верх над самураями.
Крайне интересным документом стала Атлантическая хартия, подписанная изначально Британией и США в августе 1941 года. В ней, к примеру, утверждалось право наций на самоопределение, что лишь подчеркивало неизбежный конец британского владычества.
Факт оставался фактом: старый лев, владыка морей и колоний, вынужден был уступить место молодым хищникам позубастее.
Что интересно, Великобритания и ее колонии потеряли в годы второй мировой войны меньше, чем в период Первой (400 тысяч против 750). Но последствия для страны оказались масштабнее: из мирового гегемона и морской колониальной державы Британия превратилась в достаточно рядовую европейскую страну, хотя многие зависимые территории откалывались от метрополии на протяжении второй половины двадцатого века.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.