На марш «За социальную справедливость и равноправие» в Риге собралось около тысячи человек
Новый год в латвийской столице опять начался с уличных акций протеста. Только в январе в Риге прошли два мероприятия, организованные "Русским союзом Латвии" и местными антифашистами. По-прежнему злободневным остается вопрос о ликвидации полноценного школьного образования на русском языке. Власти отступать не хотят, но и родители учащихся русских школ намерены продолжать борьбу за право детей учиться на родном языке. К "школьному" вопросу добавились социальные проблемы. И хотя, как известно, рижане — не парижане, но и они на сей раз вышли с протестами, надев желтые жилеты.
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
На марш "За социальную справедливость и равноправие" в самом центре Риги, на Домской площади, по призыву "Русского союза Латвии" (РСЛ) собралось около тысячи человек. Многие были по примеру французов в желтых жилетах, люди держали в руках плакаты: "Школа без знаний — фабрика рабов!", "Нам не все равно!", "Суверенная власть принадлежит народу!", "Русским детям — русские школы", "Хватит пилить евроденьги!" Когда утихла барабанная дробь, на площади прошел митинг, на котором выступили организаторы мероприятия. Депутат Европарламента Мирослав Митрофанов в знак солидарности с европейским протестным движением тоже облачился в желтый жилет. И предупредил, что если власти не прислушаются к требованиям народа, то в Латвии, как и в других городах Европы, движение "желтых жилетов" будет распространяться все больше. "После выборов в Сейм Латвии наши оппоненты надеялись, что здесь будет заповедник социальной пассивности, — сказал Мирослав, обращаясь к рижанам. — Но, как мы сейчас видим, этого не произошло благодаря активным людям". Право на выбор языка обучения в школах для нацменьшинств тоже относится к социальным вопросам.
"НАМ НЕ ВСЕ РАВНО!"
Участники марша говорили и о бесправном положении неграждан, лишенных возможности участвовать в выборах и свободно перемещаться по ряду стран. Население Латвии обеспокоено существенным повышением цен на газ, электричество, коммунальные и медицинские услуги. Увеличен налог для десятков тысяч жителей Латвии, занятых на микропредприятиях. В результате в минувшем году Латвия потеряла почти 10 тысяч фирм-налогоплательщиков. Люди уезжают на заработки за границу, причем как русские, так и латыши...
Но вместо того, чтобы решать социальные проблемы, вновь избранные депутаты уже три месяца делят портфели и никак не могут приступить к формированию правительства. Единственное, о чем сразу же договорились лидеры латышских партий, прошедших в Сейм, — русских в правящую коалицию они не возьмут. Хотя партия "Согласие", куда входят в том числе и русские депутаты, набрала на выборах наибольшее количество голосов. Их удел — молчаливая оппозиция в "позиции ожидания", в которой эта партия пребывает не первый десяток лет. Поэтому по болезненному для русских избирателей "школьному" вопросу в парламенте Латвии пока сохраняется молчание.
Зато на улицах голос протестующих звучит все громче. Да, пришедших на марш — а среди них было немало представителей и латышской общины — волновала непродуманная школьная реформа, которая уже привела к закрытию ряда школ в городах и сельской местности. Новая реформа, задуманная прежним министром, делит все образование на две части. Кто-то будет получать качественное образование, рассчитанное на обеспеченные семьи, а большая часть жителей вынуждена будет довольствоваться прикладными науками для пополнения в будущем рядов дешевой рабочей силы. Тяжелее всего в этих условиях придется именно русским детям, ведь им, ко всем прочим сложностям, надо будет осваивать непростые науки на неродном языке... Какая же тут социальная справедливость? Ведь налоги-то платят все одинаковые, независимо от национальности!
Мать двоих детей, предпринимательницу из Юрмалы Инну Дьери в политику привели вопросы образования. "Да, мы говорим на латышском языке, — сказала она, выступая на митинге. — Но точные науки и многие школьные предметы надо изучать на родном языке. Над нашими детьми хотят провести опасный эксперимент, навязывая нам непроверенные реформы. Пациент либо умрет, либо останется инвалидом? Нас это не устраивает! Вместо качественного образования нам всем, и русским, и латышам, предлагают ширпотреб. Мы с этим категорически не согласны!"
"КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?"
Участники марша "За социальную справедливость и равноправие" были едины во мнении: дети в школах должны учиться на родном языке. Но помимо смены языка обучения, как отмечали лидеры РСЛ, продавливается и множество других катастрофических изменений. В сумме эти перемены приведут к потере конкурентоспособности выпускниками большинства школ Латвии — как латышских, так и школ нацменьшинств. В рамках этой новой реформы разрушается системный подход к обучению. При этом в Латвии сохраняется несколько элитных школ, в которых все остается по-прежнему.
Растянувшись почти на километр, колонна в желтых жилетах с плакатами промаршировала по старой Риге к президентскому дворцу. В прошлом году на Пасху многие из протестующих латвийцев уже были здесь, обращаясь к лидеру нации с просьбой не провозглашать губительные поправки к закону об образовании. Тогда Раймонд Вейонис за два дня до апрельского шествия родителей подписал указ, подготовленный правящей национальной коалицией.
В этот раз участники марша не стали долго задерживаться у его дворца. Прокричав несколько раз "Президент, проснись!", колонна двинулась к Сейму Латвии. Здесь вновь пошла речь об экономических, политических и социальных проблемах. Собравшиеся требовали справедливости и равноправия. На двух языках. Для всех народов Латвии...
После окончания акции к лидеру РСЛ Татьяне Жданок подходили родители, чтобы рассказать, как нелегко сейчас приходится их детям, ведь во многих билингвальных школах администрация, что называется, побежала впереди паровоза, сократив до минимума количество предметов на русском языке. Ей то и дело передавали какие-то бумаги, заявления, обращения, записывали ее номер телефона, договаривались о встрече. На мой вопрос, будут ли защитники русских школ и дальше продолжать борьбу, Татьяна ответила:
— Сегодня мы уже не можем стоять в стороне от социальных вопросов. Обладая опытом и знаниями в деле отстаивания своих прав и имея мощную международную поддержку в лице левых региональных партий Евросоюза, активно включившихся в нынешнее протестное движение в своих странах, мы просто обязаны взять инициативу в свои руки и показать, что народ Латвии не запуган и не деморализован окончательно. Да и кто, если не мы? Все прекрасно понимают, что никто, кроме "Русского союза", не рискнет вывести людей на улицы. На Первомай по нашему призыву, как вы помните, 10 тысяч человек прошагали по центральной улице Риги с лозунгом "Русские школы = мир в Латвии!". Кое-кто, правда, сетует, что полтора года борьбы пока не окончились победой. Скептикам с их вечным вопросом: а что это даст? — я так отвечаю: опыт протестного движения во Франции и в других европейских странах показывает, как много может достигнуть разгневанный народ. У рижан еще больше оснований для недовольства, чем у парижан. Сдаваться нельзя. Никогда!
"СВОБОДУ ПАЛЕЦКИСУ!"
А через два дня в Риге, уже на другом конце города, прошла еще одна акция протеста. На этот раз — в защиту известного литовского правозащитника, публициста, общественного активиста и участника антифашистского движения Альгирдаса Палецкиса. В декабре прошлого года в Литве на пресс-конференции в Генеральной прокуратуре было объявлено, что два месяца назад по подозрению в шпионаже в пользу России задержали несколько фигурантов, в их числе — известный политик, в прошлом дипломат, депутат Сейма и вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис, он находится под арестом. Другого — бывшего лидера движения "Единство", гражданина России Валерия Иванова — задержали во время обыска 18 декабря, однако через два дня освободили из-под стражи. А вот Палецкис сидит в вильнюсском изоляторе по сей день. Ему инкриминируют 119-ю статью УК ЛР — "шпионаж в пользу другого государства". Каким образом человек, публицист, много лет назад за свои взгляды отлученный от государственной деятельности, мог работать на иностранную разведку? В ответ на этот вопрос литовским журналистам намекнули, что шпионить можно, используя и открытые источники информации...
В 2012 году Альгирдас Палецкис был осужден за высказанную публично версию о том, что у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года "свои стреляли в своих". От уголовной ответственности "за отрицание советской агрессии против Литвы" его в итоге все же освободили, но обязали выплатить штраф в размере около 3 тысяч евро. Не осталась в стороне от громкого дела и бывший преподаватель Высшей партийной школы, а ныне — президент Литвы Даля Грибаускайте, лишив непокорного публициста ордена "За заслуги перед Литвой", который был вручен ему в 2004 году.
Но если шесть лет назад Альгирдасу удалось остаться на свободе, то на сей раз с ним не церемонились — упрятали в тюрьму, хотя и держали это в тайне от общественности. Это тем более странно, что как раз в последние годы 47-летний оппозиционный публицист отошел от активной общественной деятельности, даже сложил с себя обязанности председателя "Социалистического народного фронта Литвы" и занимался в основном историческими исследованиями...
Соратники Палецкиса из антифашистских движений уверены: с их товарищем решили расправиться именно за инакомыслие. Палецкис всегда выступал против возрождения нацизма в Литве, против русофобии. В соцсетях был брошен клич, обращенный ко всем антифашистам: выступить в защиту политического узника Литвы! Первыми откликнулись лидеры "Латвийского антинацистского комитета" (ЛАК), встав с плакатами в пикет у литовского посольства в Риге. Несмотря на метель, по их призыву у посольства Литовской Республики собралось около 50 человек — латвийских политиков, правозащитников, общественных деятелей и просто неравнодушных людей. Лидер ЛАК Иосиф Корен назвал Альгирдаса настоящим патриотом Литвы, который сделал для своей страны намного больше, чем те, кто сегодня держит его в казематах.
Депутат Европарламента Мирослав Митрофанов сообщил собравшимся, что он направил в Генеральную прокуратуру Литвы запрос в связи с арестом Альгирдаса Палецкиса. Митрофанов подчеркнул, что считает "неприемлемой ситуацию, когда в стране Европейского союза более двух месяцев держится в тайне от общества пребывание под стражей известного общественного деятеля". Он пообещал проинформировать о литовской ситуации с правами человека других депутатов Европарламента и соответствующие европейские институты.
Мирослав Митрофанов также отметил, что латвийские власти учатся у своих "литовских товарищей" тому, как надо преследовать инакомыслящих. В течение последних десяти лет ситуация в Латвии ухудшалась. Многие из присутствующих на пикете фигурируют в уголовных делах — в качестве подозреваемых или свидетелей по итогам проведенного в прошлом году Вселатвийского родительского собрания. По ходу митинга, на котором выступали лидер РСЛ Татьяна Жданок, председатель русской общины Латвии Владимир Соколов, лидер ЛКПЧ Владимир Бузаев и другие активисты, несколько раз звучали на русском, литовском и английском призывы, обращенные к литовским властям: "Свободу Альгирдасу Палецкису!"
В этот же день пикет в защиту литовского узника совести состоялся и в Вильнюсе, у здания Сейма Литвы. Организаторы — "Социалистический народный фронт" и его лидер Гедрюс Грабаускас при участии представителей других левых движений. Пикет правозащитников пытались сорвать несколько националистически настроенных деятелей, которые, размахивая флагами НАТО, оскорбляли антифашистов, провоцируя их на беспорядки. Но в присутствии полиции провокация не получилась. Антифашисты потребовали от властей немедленного освобождения их товарища Палецкиса, а также высказались против возрождения фашизма в Литве и разжигания войны.
Таллин тоже не остался в стороне. В пикете у литовского посольства с плакатами, осуждающими власти за политические преследования в стране, встали представители Объединенной левой партии Эстонии, известные общественные деятели, например организатор "Бессмертного полка" в Таллине Сергей Чаулин и активист общественного движения "Ночной дозор" Максим Рева, правозащитники Мстислав Русаков и Сергей Середенко.
В этот же день, когда в странах Балтии проходили пикеты, представители шести белорусских общественных организаций и объединений у посольства Литвы в Белоруссии провели свою акцию в поддержку литовских политзаключенных. Они передали литовским дипломатам заявление — "В связи с очередным судебным преследованием Альгирдаса Палецкиса в Литовской Республике". По мнению белорусских антифашистов, "нынешние действия литовских правоохранительных органов напоминают мракобесие карательных органов диктаторских режимов, исполненных в худших традициях маккартизма, пиночетовской охранки и гестапо". Они констатировали наличие в Литве идеологической нетерпимости, шпиономании, преследования инакомыслящих и других проявлений слабости нынешнего литовского режима.
Поддержали Палецкиса и в Кишиневе. Здесь перед зданием посольства Литвы прошел пикет "За мир и свободу слова" в поддержку литовского политзаключенного, антифашиста Альгирдаса Палецкиса. В акции приняла участие председатель фракции Партии коммунистов в парламенте Республики Молдовы Инна Шупак. Кроме того, послу Литовской Республики в Республике Молдове Кястутису Кудзманасу было передано обращение от общественной организации "Наша Родина — Молдова" о недопустимости преследования за инакомыслие.
Такие же петиции и заявления были переданы руководителям Литовской Республики от "Русского союза Латвии" и от "Антифашистской коалиции многонациональной Грузии", в которую входит 120 НГО и гражданских платформ. Лидеры этих общественных организаций потребовали освободить политических заключенных Альгирдаса Палецкиса и гражданина России Юрия Меля, которого тоже без достаточных оснований обвиняют в преступных действиях против Литвы в ходе январских событий 1991 года в Вильнюсе. За решеткой он провел уже около пяти лет. В заявлениях указывается и на необходимость прекращения политических гонений в отношении литовского экс-депутата Вячеслава Титова, выступившего против героизации нацистов. Кроме того, в заявлении содержится требование о пересмотре политически мотивированного уголовного дела против бывшего рижского омоновца Константина Никулина, который уже десять лет содержится в литовских застенках.
Такой вот получился международный день солидарности антифашистов с политическими заключенными Литовской Республики...