Найти в Дзене
Чевенгур и киберпанк

Как жили простые ирландские работяги в США 1850-х. Ч. 2

Великий ирландский голод 1845-1849-х годов унес жизни миллиона ирландцев. К неурожаю картофеля, вызванного фитофторозом, добавилась жутковатая политика английских лендлордов. Лендлорды-”чужаки”, владея ирландской землей, не найдя ничего лучшего, в разгар голода и холеры взвинтили арендную плату на землю.

Сотни тысяч ирландцев, поставленные в жуткие условия, решили, что жизнь и счастье, собственные и детей — дороже, и отправились за океан, в США и Канаду. За 1845-1852-е года в Америку уплыли до миллиона человек.

О том, как ирландцы плыли через Атлантический океан и какие суммы откладывали, после первых лет работы на новом месте — в прошлой статье. Здесь расскажу об условиях жизни на “новом месте”.

Ирландские пожарные; почти все из одной огромнейшей семьи, Ла Моттов
Ирландские пожарные; почти все из одной огромнейшей семьи, Ла Моттов

К середине девятнадцатого века белые англосаксонские протестанты, WASP’ы, потомки первых американских колонистов, выбились в элиту Нью-Йорка. К прибывшим ирландцам-католикам, бедным, голодным и замордованным, васпы отнеслись к ненавистью. В газетах с упоением печатали анти-ирландские речевки и плакаты.

Не отставали и владельцы домов. Многие из них отказывали ирландцам в съеме комнат. Поэтому мигранты, поневоле, селились, где удастся. Довольно скоро, к середине 1850-х, они образовали целый город в городе — трущобный городок из лачуг, “Файв-Пойнтс”, пять углов, в Нижнем Ист-Сайде. Здесь, в одном здании без отопления и канализации, могли жить по несколько сотен человек.

Пять углов
Пять углов

К 1860-м на одной квадратной миле в Файв-Пойнтс жили почти 300 тысяч человек. Здания лачуг расширялись вкривь и вкось, прирастали ненадежными этажами на свайных фундаментах, которые регулярно обрушивались зимой, под тяжестью снега. В одной комнатушку, на 13-14 квадратных метров, могли ютиться до 20 человек, живя в ней посменно.

И, разумеется, в первые годы в Файв-Пойнтс не было никакой инфраструктуры. В дождливые дни вода переполняла выгребные ямы и по натоптанным улочкам, “натурально”, текли ручьи из нечистот.

Милейшие места
Милейшие места

В таких условиях трудолюбивые и набожные ирландцы помалу начинали выпивать и дебоширить. А постоянная антиирландская пропаганда, листовки, брошюры, речи агитаторов на митингах — только крепили злость мигрантов.

Которых становилось всё больше и больше. Несмотря на скотские условия, дома, на острове, “было еще хуже”. И люди плыли и плыли в Америку. К концу девятнадцатого века, к миллиону уплывших в пору голода, добавилось еще два миллиона.

-4

К 1870-м условия в Файв-Пойнтс хоть сколько-то наладились. Семьи, по шесть-семь человек, проживали уже в отдельных квартирах, с огороженными спальней и кухней. Район начали застраивать типовыми домами, в четыре-пять этажей, по четыре квартиры на этаж. Средняя площадь квартиры составляла около 325 квадратных футов, 30 квадратных метров. Туалета или ванны в таких квартирах не было в проекте. Поэтому чтобы помыться — нужно было таскать воду с улицы.

С грехом пополам решив проблему с жилплощадью, ирландцы всё равно находились в худших условиях, чем жители других национальных общин и районов Ньй-Йорка. Дети в Файв-Пойнтс, в среднем, болели и умирали чаще, чем в других районах. Одной из причин было ужасное качество молока. Многие молочники отказывались торговать с ирландцами и приезжать в их районы. Поскольку наладить своё “производство” — для тех лет задача нетривиальная, ирладнским семьям приходилось покупать товар у тех, кто соглашался с ними торговать. С молочниками, которые или сдаивали молоко у больных коров, или развозили их по адресам в грязных чанах и бидонах. Чтобы замаскировать неприятный запах и вид молока — нечистые на руку молочники использовали мел, или аммиак.

Наглядная, так сказать иллюстрация, прямиком из 1885-го; "белые люди" и отребье
Наглядная, так сказать иллюстрация, прямиком из 1885-го; "белые люди" и отребье

Другая проблема досталась от “старых времен”. Из-за отсутствия нормальной канализации, улицы все также часто затопляло нечистотами. Пары которых, да и общая антисанитария, не лучшим образом воздействовали на детский организм. Да и среди взрослых регулярно вспыхивали эпидемии холеры, золотухи и других инфекционных заболеваний.

Мириться с подобной чертовщиной и несправедливость ирландцы не желали. Почти сразу они начали откладывать любые возможные суммы, а с 1880-х — начали активно учиться в университетах и добиваться лучших условий для жизни, везде, где это только возможно.

-6

Но это всё впереди. В 1850-х же ирландцам приходилось браться почти за любую работу. И хотя к середине десятилетия тридцать процентов всего ирландского населения Нью-Йорка работала на должностях рабочих, совсем не презренными людьми — многим приходилось браться за ужасную работу и трудиться в жутких условиях.

******

Об этом — в следующих частях.

Для написания статьи я использовал:

Antsar Abed. Irish immigration to the United States of America, .1815- 1850.

******

Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.