Найти тему

Достоин ли фильм "Рома" Оскара за лучший сценарий

Нет, конечно. Фильм с подобным исчезающе малым количеством конфликтов не достоин даже номинации на него.

Хорошо, я сказала это. Хотя и пришлось себе напомнить, что я здесь не для того, чтобы ходить на цыпочках вокруг номинантов на разные премии*, которым критики в унисон поют дифирамбы, потому что страшно, что очарованные Оскаром и те, кому "Рома" искренне понравилась придут в комментарии с лозунгом "сперва добейся". Сценарии писать сложно. Не каждый сможет. Но не к "Роме". Сложно написать "Веном", историей которого я была недовольна, и "Стекло", которое невероятно меня расстроило. Не говоря уже о таких сложных фильмах как "Начало" , например. Но не "Рому" - нет. И помните, я сейчас говорю только про сценарий, только про историю, про то, насколько она способна заинтересовать. На фото из фильма выше, я предполагаю, отлично выстроенный кадр, в "Роме" много таких, но это не сценарий. И актерская игра - не сценарий, и монтаж звука- не сценарий и работа художника-постановщика это не сценарий. Сценария у фильма - нет. Конечно, наверняка он был. Но вы такой же можете написать, ну может быть, часа за три, учитывая что сама "Рома" идет больше двух, а нужно же во время работы еще прерываться, чтобы глаза от непрерывного разглядывания монитора не уставали.

Начнем прямо сейчас? Вспомните кого-нибудь знакомого. или даже себя. Как и в "Роме" с героями заморачиваться нет смысла. Джек-Воробей? Тони Старк? Слоан Саббит из сериала "Служба новостей"? Нет, ваш ничем непримечательный сосед Игорь - подойдет. Пусть он будет максимально обычным, как обычный герой любого слэшера. Но, в отличие от слэшеров - никаких целей, никаких конфликтов мы давать фильму не будем. Совсем как в "Роме". В слэшерах герои хотят выжить? Наш сосед Игорь - будет просто жить. Выходить курить на площадку, здороваться с соседкой Ниной Ивановной - старушкой такой же блеклой, как и герои "Ромы". В слэшерах конфликт в максимальном количестве сцен? За соседом Игорем гнался бы маньяк в таком случае, а сосед Игорь, перепрыгивая бы через две ступеньки с не потушенной сигаретой в зубах, несся бы от него прочь по подъезду. Или ругался бы с Ниной Ивановной из-за обильно расставленных по парадной горшков с цветами, которые мешают ему ходить, особенно когда он подшофе.

Нет, нам этого не нужно. За два часа, которые идет "Рома" конфликт мелькает несколько раз (например, когда человек, от которого одна из героинь забеременела грубо отшивает ее, или когда во время протестов начинается насилие), а все остальное время герои перемещают себя туда сюда по экрану, снова и снова и снова и конца этому не видно.

Фильмы без конфликтов это скучно. Вне зависимости от того, сколько раз они номинированы на Оскар. Конфликты держат вас в напряжении, разжигают ваш интерес, от того, что только при наличии в фильме конфликтов у истории появляются разные варианты развития событий. Либо случится так, как хочет главный герой, либо так, как злодей. Либо герой победит стихию, либо не сумеет выжить один во время схода лавины. Либо поддастся страстям и совершит низкий поступок либо преодолеет собственные нелицеприятные позывы и проявит благородство. И так далее и так далее и так далее. Если конфликтов нет, то вы просто смотрите что произойдет дальше. Не "ЧТО ЖЕ ПРОИЗОЙДЕТ ДАЛЬШЕ?!" Для этого нужен конфликт и интрига. А просто, что произойдет дальше. Игорь покурит. Уйдет к себе. Нальет воду из чайника. Достанет газету и сядет в кресло-качалку ее читать. Несколько предложений не выглядят таким уж скучными? А представьте я два часа вот это вам на ухо рассказываю.

Красивые кадры, отличный звук и прочие составляющие фильма - это не история, они должны помогать вдохнуть в нее жизнь, но сами по себе, в отсутствие хорошего сценария, заменить ее не могут. И если вам фильм понравился, то от того, какую проделал работу художник-постановщик, как были выстроены кадры, смонтирован звук. Не потому, что кто-то историю отличную написал.

Не дайте себя обмануть. "Рома" скучна. Плевать фильм хотел на то, чтобы хотя бы попытаться сделать так, чтобы зрителям было по настоящему интересно и не будь там Куарона, и номинаций на награды поток восхвалений иссяк бы еще не начавшись.

P.s.: вот короткометражка с такой же, в плане техники написания историей, но от людей, которых вы знать не знаете. Это тренировочный фильм. Его авторы и не претендуют на ворох наград. Они тренируются. Они новички. И вот у этих новичков, и многих других новичков (отсутствие конфликтов вообще характерная черта новичков), сценарий написан точно так же, как и у номинанта на все награды.

P.s.2: кстати, у людей, которые делают на фильмах деньги, есть такая стратегия продвижения. Получить несколько наград или хотя бы поучаствовать в нескольких фестивалях и за счет них - собирать кассу.

* фильм претендовал также на Золотой Глобус за лучший сценарий.

[ о кино с умом. Подписывайтесь на канал, если хотите узнать, почему вам нравятся фильмы, которые вам нравятся и научиться сходу определять такие фильмы. ]

Terry Odika в VK