Найти тему
OffRoad World

Автомобильные заблуждения. Что такое неразрезной мост и зачем его резать?

Оглавление

Здравствуй дорогой читатель. Это вторая статья из серии авто заблуждений с первой вы можете ознакомиться по этой ссылке, там было рассказано о истории, и терминах: мост и ось. В этой статье речь пойдёт о том, что же такое разрезной и неразрезной мост в чём их отличия, и почему современные мосты на автомобилях марки УАЗ именуются Спайсер.

Так же надо заметить, что понятие разрезной и неразрезной мост чисто разговорные, в официальной и технической литературе таких терминов нет.

История

Далее идет очень много текста, названий, имён и цифр, если вы понимаете, что вам особо это будет не интересно, то можете пролистать статью ниже, до заголовка: «Так что же такое разрезной, а что такое не разрезной мост.». Там как раз и описываются эти понятия.
Ну а если вы всё же решили читать по порядку, то вот сама история:

В 1901 году американец Ренсом Эли Олдс (Ransom E. Olds), глава компании «Olds Motor Works» представляет первым в мире серийный автомобиль: OldsMobil curved-dash. А название он такое получил из-за своего изогнутого корпуса, что в названии дословно и переводиться: Curved Dash – Изогнутая черта.

OldsMobil curved-dash
OldsMobil curved-dash

Спустя пару лет становиться самым массовым автомобилем, не смотря на его стоимость в 650 долларов (не надо забывать, что в 1900-хх гадах это была довольно приличная сумма денег), и за всё время, было выпущено около 19 тысяч экземпляров.

Интересный факт, что до этого компания «Olds Motor Works», могла предложить покупателю автомобиль как на ДВС (двигатель внутреннего сгорания), так и на паровом двигателе и даже на электрической тяге, до 1901 года. Ведь в этом году случился пожар на предприятии и удалось спасти только опытный образец, вышесказанного автомобиля OldsMobil curved-dash. После чего и начался серийный выпуск автомобиля что бы спасти компанию от банкротства.

OldsMobil curved-dash: реклама.
OldsMobil curved-dash: реклама.

Так вот, нас в данной статье интересует именно способ передачи крутящего момента от двигателя колёсам. А осуществлялось это при помощи цепной передачи и ведущей оси, жёстко соединяющей заднюю пару колёс. Такую конструкцию и можно считать, как первый в мире автомобильный мост. Как не удивительно, но такую конструкцию до сих пор применяют на трёх колёсных велосипедах.

Из-за конструктивных особенностей, такие мосты всегда разбирались строго по середине на две половины. Эта конструкция выполняла поставленные задачи, а именно передача крутящего момента на два колеса в едином корпусе. И была самым лучшим решением для конвейерного производства.

Ранее в 1898 году немец Henry Timken (Генри Тимкен) патентует в США конический подшипник, которые начал использовать в производстве экипажей на собственном производстве. Тем самым заменив трение скольжение на трение качения. Заработав капитал, в 1899 году в городе Сент-Луисе, штата Миссури, основывает компанию «The Timken Roller Bearing Axle Company».

The Timken Roller Bearing Axle Company.
The Timken Roller Bearing Axle Company.

В 1902 году компания переезжает в город Кэнтон штат Огайо. Далее, чтобы быть ближе к стремительно развивающейся автомобильной промышленности в 1909 годы было принято решение, о создании подразделения компании в городе Детроит штат Мичиган. Управление которого было передано одному из двух своих сыновей - Уильям Р. Тимкен (William R. Timken), компанию было решено назвать «William Timken Detroit Company».

William Timken Detroit Company.
William Timken Detroit Company.

Так компания «William Timken Detroit Company» начинает производить автомобильные мосты собственной конструкции, с типичным на то время типом соединения - разделяемых корпусов редуктора. Такие мосты долгие годы ставились на различные автомобили таких фирм авто производителей как Ford, GMC и т.д.

Позже компанию Уильяма Р. Тимкена возглавил американец Уиллард Рокуэлл (Willard Rockwell). В 1953 году все компании, возглавляемые Уиллардом Роуэллем объединяться под одним названием «Rockwell spring and axle company». А в 1967 году после того как были поглощены ещё компании. Она переименовывается в «North American Rockwell Corporation».

Кстати компания, основанная Генри Тимкеном, существует и по сей день, производя одни из лучших в мире подшипников.

Но для полноты картины нам придётся опять вернуться в 1900 год, когда C. W. Salisbuay патентует автомобильное колесо, а именно колесо для безлошадных повозок. И вместе со своими товарищами основывают компанию по выпуску таких колес, названную «Salisbury Wheel & Mfg. Co.» в Нью-Йорке.

В 1905 году компания начинает производить передние автомобильные мосты, а позднее, с 1907 года и задние.

Американец Кларенс Уилфред Спайсер (Clarence Wilfred Spicer) в 1903 году впервые в мире применяет автомобильную карданную передачу с крестовинами собственной разработки, патентует и основывает компанию «Spicer universal joints manufacturing company».

Spicer universal joints manufacturing company.
Spicer universal joints manufacturing company.

В 1914 году бизнесмен Чарльз А. Дана покупает контрольный пакет акций компании Спайсера, а в 1919 году совместно со Спайсером приобретают компанию «Salisbury Axle». Затем в 1970 году компания переименовывается в «Spicer axles division of dana». А вся корпорация именуется сокращённо - «Dana Incorporated». А мосты, которые раньше назывались Солсбери, будут называться просто Дана с различными цифровыми индексами. Но при этом компания Спайсер не исчезла и существует в настоящее время.

Логотип компании Dana Incorporated.
Логотип компании Dana Incorporated.

В 1926 году британец Эдвард Джон Харди (Edward John Hardy) глава компании «E. J. Hardy & Co.» объединяться с компанией К.У. Спайсера и переименовываться в «Hardy Spicer & Co. Limited».

В 1939 году «Hardy Spicer» входит в состав «Laycock’s Engineering» тем самым образую новый холдинг «Birfiels ltd.».

В 1966 году их всех покупает огромный британский концерн «GKN Driveline».

А так как начиная с 1919 года «Salisbury transmission» был частью компаний К.У. Спайсера то и производимые в Англии по лицензии мосты стали называть Солсбери от названия компании.

В 1970-х компания «Rover» Начиная с «Land Rover series 3», начинают устанавливать те самые мосты Солсбери, производства концерна «GKN Driveline». Которые являются по сути лицензионной копией более ранних мостов известных сейчас как «Dana 60». Позже «Rover» заменят их на более компактные, цельносварные мосты, собственной разработки.

Land Rover series 3
Land Rover series 3

Никому не секрет, что СССР активно сотрудничал с США в вопросах промышленности и авто производства, и приобретались лицензии, которые уже советскими учёными дорабатывались или переделывались.

Так «ГАЗ» с 1929 по 1932 год производился по лицензии компании «Ford», а именно легковой автомобиль ГАЗ-А он же Ford-a, и грузовой автомобиль ГАЗ-АА или же Ford-aa. Но лицензии приобретались не просто для копирования, как я говорил выше, а для модернизации и внедрение других, более современных на то время технологий, по этой причине в 1935 году сотрудничество заводов ГАЗ и Ford прекратилось, и каждый завод пошёл своей технологической дорогой.

ГАЗ - А
ГАЗ - А
Ford-a
Ford-a
ГАЗ - АА
ГАЗ - АА
Ford - aa
Ford - aa

Так что же такое разрезной и неразрезной мост.

В конце 50 х годов XX-го века, конструкцию разборных мостов по всему миру вытеснили, цельносварные мосты. Но в советском союзе в то время широко применялись оба типа мостов. А так как люди за частую обслуживали автомобили в гаражах, от этого и пошли названия что мост, который можно было разобрать стали называть разрезным, а который цельносварной неразрезной.

Конечно с прогрессом появился ещё третий тип конструкции моста — это банджо-тип (banjo type), такое название он получил из-за внешнего сходства с музыкальным инструментом банджо.

Наглядное различие трёх разных типов.
Наглядное различие трёх разных типов.

Главная особенность от двух других типов, заключается в том, что все механические внутренности (дифференциал, главные пары, подшипники и.д.) Закреплены на отдельной съёмной части, и демонтируются целиком, одним механизмом, обычно со стороны карданного вала. Такие мосты используются и сейчас, на большей части техники.

И да больше чем за 100 лет человечество изобрело всего 3 типа автомобильных мостов.

Из-за того факта что разборные мосты на современных машинах встретить сейчас очень сложно, то владельцы внедорожников всегда слышали, что у них установлены неразрезные мосты, а то что это значит не задумывались, из-за этого начали строиться невероятные теории, где связывают тип подвески с понятием разрезной и неразрезной мост. Хотя это очень неправильно. А правда оказывается намного проще.

Мосты Спайсер у УАЗ.

А с мостами Спайсер у компании УАЗ, история очень похожа на историю производителя XEROX.

Спайсер мост УАЗ.
Спайсер мост УАЗ.

Да, да ксерокс — это производитель орг. техники, но в России название фирмы стало нарицательным, и обрело уже другой смысл (копировать документ (отксерить можно много где услышать)). Так и если вы читали историю выше, то могли заметить и понять, что Спайсер это то же фирма, которая занимается производством мостов.

Почему рекламные аналитики компании УАЗ выбрали Спайсер, а не Солсбери, Тимкен, Дана, или любую другую компанию, останется тайной.

Материалы и благодарность

Хочу выразить огромную благодарность Павлу Кабанову, за разрешение использовать свои ролики, посмотрите его видео:

P.S.

Статья получилась довольно большой, если вам понравилось ставьте палец верх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Автор статьи Зиновьев С.А.