Найти тему

Почему правит мутировавший человек-функция. Надежда для горизонтального управления и всех нас.

Оглавление

«Лицом к музыке» — оркестр без дирижёра

О том, как модель из музыки воплотилась в государственных моделях и стала нормой на целую эпоху.
А оркестр без дирижёра может стать примером горизонтального управления и надеждой для бирюзовых и зеленых компаний.

Иоганн Штраус (сын) руководит оркестром на придворном балу в Вене (2-я половина 19в)
Иоганн Штраус (сын) руководит оркестром на придворном балу в Вене (2-я половина 19в)

В каком-то общем представлении кажется, что дирижёр и оркестр это неразрывные вещи и в оркестре должен быть дирижёр. Так же, как в привычных методах управления, где должен быть лидер, руководитель или директор. Как в автомобиле должен быть водитель.

Мутация человека-функции

Дирижёр в оркестре появился относительно недавно, в 19 веке.

Вначале это был лидер, человек, сам играющий на музыкальном инструменте и ведущий других музыкантов за собой. Но со временем это стал отдельно стоящий человек, «вооруженный» палочкой, который делает музыку из толпы музыкального плебса, полностью подчиняющегося его воле.

В этом есть и некоторая техническая необходимость, но есть и философия, которая породила такую форму работы.

Изначально дирижёр это просто техническая функция, которая затем мутировала. Вначале человек-функция создал иллюзию своей необходимости, потом захватил власть и приобрел исключительное право на интерпретацию.

Конечно, такой подход не только лишь в том, чтобы захватить власть и тритировать музыкантов, но сама симфоническая музыка уже устроена так, что эта форма оказывается удобной, привычной и логичной.

Оркестр без дирижёра

Однако, симфонический оркестр без дирижёра возможен.

Особая посадка музыкантов «лицом к музыке»: общий круг и несколько кругов в центре.
Особая посадка музыкантов «лицом к музыке»: общий круг и несколько кругов в центре.

В 1922 году в Москве был образован первый симфонический ансамбль (Персимфанс). 

Автор идеи - Лев Цейтлин разработал целую систему, каким образом не имея одного единственного лидера коллектив музыкантов может собраться вместе и сыграть симфоническое произведение.

Отличалась сама посадка музыкантов и как это выглядело на сцене: музыканты сидели большим кругом спиной к зрителям, чтобы они могли хорошо видеть друг друга и взаимодействовать. Большой круг состоял из более маленьких кругов.

Как устроена социократия в музыке

Социократия — 
-socio – от латинского socius – компаньон, товарищ, друг
-cracy — от древне греческого κράτος (krátos, “власть, управлять”)
(в отличие от власти «народа» (demos), то есть основной массы людей имеющих право голоса, в то время, как другая часть людей права голоса не имели и этим «народом» не считались)

Оркестр работает по принципу камерного ансамбля, когда все участники процесса равноправны.

Отличие в том, что в персимфансе существовал "актив" - несколько человек, которые выбирались путем голосования из общего круга, которые заранее изучали партитуру произведения (совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения) и совместно вырабатывали концепцию произведения и свои предложения, отображали это в нотах. 

Подготовленное предложение приносилось на общую репетицию в большой круг и разбиралось. 

Любой участник, несогласный с концепцией, мог в паузе поднять руку и высказать свои предложения.

Проводились отдельные репетиции кругами (духовые, струнные инструменты), а потом совместные репетиции.

После концертов раздавались анкеты слушателям и собиралась обратная связь для того, чтобы улучшить исполнение.

Результаты реализации

На подготовку первого концерта потребовалось 16 репетиций, а дальнейшее совершенствование метода работы привело к тому, что среднее число репетиций дошло до 6 на каждую новую программу.

Например, на подготовку одного из современных и очень сложных произведений того времени "Скифская сюита" Прокофьева ушло 2 групповые струнные, 1 групповая духовая и 3 общих репетиций.

"Каждый оркестровый музыкант честно играет все ноты, а потому все звучит и выходит именно так как хотел композитор" Сергей Прокофьев.

Персимфанс превращался из просто ансамбля, который исполняет музыку в целую музыкальную организацию со своей философией, своим стилем, который выражался не только в музыке, но и в графическом дизайне их журнала и других аспектах.

О социократии

В 2019 году исполняется 168 лет самой идее социократии.

Огюст Конт, французский философ, основоположник социологии, в 1851 году предложил новый научный подход к обществу и высказал предположение:

Социократия - это «социальный порядок будущего» - еще не достижимый, но неизбежный

Через столетия этот метод управления и принятия совместных решений продолжал развиваться, оформившись в три близких друг другу социократических метода:

Социократия. Метод социократических организаций-кругов (Sociocratic Circle-Organization Method (SCM), также известный в США как динамическое управление (dynamic governance) или Circle Forward.

— Холакратия. Развитый из SCM Брайаном Робертсоном и HolacracyOne, под влиянием lean и agile методологий и идей Кена Уилбера, с намерением сделать социократию доступной для корпоративного мира.

Социократия 3.0 (S3). Метод, разработанный на основе как SCM, так и Холакратии, и интегрированный с другими методами lean и agile, с тем чтобы сделать социократию доступной как можно большему числу организаций. S3 развивается S3 Working Group.

Подписывайтесь на наш Дзен и ставьте лайк, если Вам понравилось.