Специально для «Секрета» один из сооснователей сети «Мосигра» Сергей Абдульманов написал о главных мифах, с которыми стоит распрощаться российскому предпринимателю. Он уверяет, что бизнесу в России тренинги знаменитых коучей не помогут, пользу принесут только жизненные советы, обмен которыми происходит «на кухнях, в ночных поездках по автотрассам, на верхних полках поездов и в коридорах за пять минут до важных переговоров».
В бизнесе есть правила
Когда я только начинал читать книги про бизнес, то думал, что люди лучше знают, что и как делать, и надо просто слушать. А все проблемы, связанные с практическим воплощением, — это так, мелочи, появившиеся от несовершенства реальности и локальных особенностей нашего города.
Потом пришло понимание, что не всё так гладко: ведь если книги учат, как надо, то где та толпа миллионеров, что по ним обучилась? А затем вообще начали встречаться вещи, которые противоречат друг другу. Например, прекрасная аналитическая книга Джима Коллинза Good to Great говорит, что хороших людей надо сначала брать, а потом придумывать им занятие. «Фиолетовая корова» Сета Година и Getting Real от компании 37signals (в 2014 году она стала называться Basecamp) утверждают обратное. А на практике всё равно приходилось решать по ситуации: в зависимости от человека, и, как в анекдоте, оттого, что за компания и сколько пили до этого.
Спустя много лет я понял: когда бизнес маленький, это всегда импровизация. И только когда он вырастает (до уровня, когда ты не знаешь в лицо всех, кто работает с тобой в одной компании), начинают работать лекала MBA. Большая компания подчиняется законам статистики и в целом предсказуема и управляема. С ней понятно, какие должны быть правила. А вот малый бизнес — это джаз.
Я буду мало работать и много получать
Свой бизнес — это два-три года работы с зарплатой меньше, чем «у дяди». И только потом, если очень повезёт, пойдёт прибыль, достаточная, чтобы купить ящик водки и джип.
Есть ещё миф о том, что надо только начать делать, а дальше пойдёт само. Лет десять назад, обученный компьютерными играми, я был наивно уверен, что главное — поставить работу, а потом остальная операционная деятельность приложится. Открыл магазин — и не трогай, работает. Запустил кол-центр — и не трогай, работает.
Естественно, нет. Как идея ничего не стоит без реализации, так и любая вещь без постоянной поддержки скатывается в коллапс и ад. Единственное счастливое исключение — это IT, которым можно закрыть совсем уж стандартные вещи. Но всё равно потом понадобится поддержка уже этого IT-решения.
Цена неизменна
В реальном мире физлиц нам приходится мало торговаться. В бизнесе приходит понимание, что покупать по прайсу — это идея, граничащая с идиотизмом. Спрашивать, пробовать договариваться на другие условия, искать поставщиков — вещи, которые нужно делать обязательно. Есть общее правило: «Любую вещь можно найти выгоднее». Всегда. Мебель стоимостью ниже рынка — кто-то распродавал кафе, надо было срочно. Реклама за копейки — в журнале слетела полоса, а оставался день до выхода. Сервер просто так — человеку нужна была редкая, но не очень дорогая деталь, которая была у нас. И так далее.
В новый офис мы завозили мебель из IKEA. У них оплата за сборку поштучно. Вместо этого мы наняли «дядю Федю» с отвёрткой на два дня, и он собрал всё на 40 000 рублей дешевле. И он был до безумия рад (халтура на выходных), и мы.
Мне это нравится — значит, я смогу продать
Наверное, на эти грабли наступал почти каждый. У нас была такая история: в начале 2000-х мы (ещё не «Мосигра») нашли потребность в коррекции одного плохо работающего протокола и написали под неё специальное ПО. Проблема была в том, что эта потребность возникала только у нас и ещё порядка 50 человек на планете. И 48 из них могли написать то же самое ПО за три вечера.
Купил дёшево, продам дорого — можно стартовать!
Очень частая ошибка — выстроить модель без учёта всех расходов. Например, мой знакомый водитель просчитал бизнес-план работы себя в роли таксиста. У него всё сходилось идеально — по 50 рублей прибыли с каждой поездки. Даже после налогов. А проблема была в том, что он не учёл амортизацию машины и тот печальный факт, что через три-четыре года понадобится другая.
До того как что-то делать, нужно учесть все расходы и полностью понять цепочку образования цены. Именно поэтому первый бизнес лучше открывать в сфере, где маржа повыше, чтобы была страховка от ошибок. С маржой пониже можно открывать франшизу — там есть руководство и модель, страхует уже головная компания.