Найти в Дзене

Начжуры Башкирии

Ни один словарь на свете не расскажет, что такое «начжурс-тво». А между тем это движение объединяет большое количество неординарных, разносторонних и неравнодушных людей. Все они окрепли и оперились в Уфе, теперь — разлетаются по разным уголкам планеты, где успешно реализуют себя в науке, бизнесе, творчестве. А на смену им приходят новые начжуры — «начинающие журналисты»... или что-то большее? Все началось с жажды самостоятельного, независимого творчества. Именно она в начале 90-х побудила директора «ассоциации учащейся молодежи» Республики Башкортостан Игоря Юрьевича Карелина и еще несколько креативных молодых людей создать «Лигу начинающих журналистов» (ЛНЖ). Бессменным руководителем и вдохновителем лиги стал оставивший директорский пост Игорь Юрьевич, а ее членами — победители творческих конкурсов, представители молодежных телестудий и газетно-журнальных редакций, просто веселые и интересные ребята. Впрочем, к делу они отнеслись со всей серьезностью: зарегистрирова

Ни один словарь на свете не расскажет, что такое «начжурс-тво». А между тем это движение объединяет большое количество неординарных, разносторонних и неравнодушных людей. Все они окрепли и оперились в Уфе, теперь — разлетаются по разным уголкам планеты, где успешно реализуют себя в науке, бизнесе, творчестве. А на смену им приходят новые начжуры — «начинающие журналисты»... или что-то большее?

Все началось с жажды самостоятельного, независимого творчества. Именно она в начале 90-х побудила директора «ассоциации учащейся молодежи» Республики Башкортостан Игоря Юрьевича Карелина и еще несколько креативных молодых людей создать «Лигу начинающих журналистов» (ЛНЖ). Бессменным руководителем и вдохновителем лиги стал оставивший директорский пост Игорь Юрьевич, а ее членами — победители творческих конкурсов, представители молодежных телестудий и газетно-журнальных редакций, просто веселые и интересные ребята. Впрочем, к делу они отнеслись со всей серьезностью: зарегистрировали организацию в Минюсте, каждые два года выбирали президента (эта традиция сохранилась в начжурстве до сих пор).

Первым детищем ЛНЖ стал конкурс творческих работ — не только в журналистике, но и в поэзии, живописи, музыке, — что ежегодно проводился в Башкирии на протяжении 20 лет. Проект терпел взлеты и падения, неоднократно менял название: «Золотое Перо», «Свой голос», «Территория светлых», — но всегда собирал множество талантливых подростков со всей республики. Многие из них становились продолжателями и двигателями начжурства.

В те же перестроечные годы наступило «Время колокольчиков». Так называлось выпускаемое лигой приложение к всероссийской газете «Волга — Урал». Свободу слова в стране уже провозгласили, а Интернет пока не освоили — вот так пресса с телевидением и оказались в центре внимания у изголодавшейся аудитории. В этой суматохе «Время колокольчиков» в кратчайший срок влюбило в себя не одну сотню юных сердец. Постсоветские юноши и девушки забрасывали редакцию письмами, толкались в очередях у газетных киосков, оформляли подписку на издание... А начжуры — ровесники своих читателей — продолжали писать о том, чем жили, и так, как умели: искренне, свежо и непосредственно. В 1998 году «ВК» получила официальную награду — статус «лучшей подростковой газеты всех времен и народов России, Украины, Белоруссии и Казахстана». Вот только финансовые потоки из Москвы к тому времени иссякли

—    и «Время колокольчиков».

Нет, не прекратило существование. Просто перевоплотилось из газеты в одноименный фестиваль, собравший под свое крыло всех, кто не ленив душой. Не «междусобойчик», напротив — этакая концентрация творческих сил со всего мира. И славный обычай «фестивалить» не только не изжил себя, но продолжает развиваться, обогащаться, расцвечиваться до сих пор. В этом году старшеклассников и студентов республики, страны и зарубежья ждут два творческих игротехнических слета. Совсем скоро, 20—23 февраля, в 17-й (!) раз в уфимский ДОЛ «Черемушки» нагрянет долгожданная «Зимовка». А в августе молодые любители приключений и открытий встретятся на традиционном «Крутом Вираже». «Зимовка» и «Крутой Вираж» предоставляют ребятам неограниченную свободу и кучу информационных поводов для создания собственных видеороликов, телепередач, фотографий, газетных статей

—    как самостоятельно, так и под руководством опытных мастеров. Все происходит в режиме нон-стоп: задумка — реализация — всеобщий просмотр — рефлексия — новая задумка. Мощнейший импульс для продуктивной работы и саморазвития — как минимум на полгода!

Другая неизменная составляющая начжуровских слетов — сюжетно-ролевые игры и их различные модификации. Принцип прост: участникам сообщается общая ситуация (прибытие группы исследователей на другую планету, вечеринка в сказочном замке — все что угодно) и раздаются индивидуальные «легенды». Каждая из «легенд» включает в себя описание роли, которую нужно отыгрывать в процессе игры, и цели, которые игрок осуществляет, взаимодействуя с другими участниками и игровыми предметами — «антуражем». По каким тропинкам запетляет сюжет, заранее не знает никто, даже ведущий (мастер) игры. За час участники «ролевок» (часовых «мигов» и более продолжительных «бригов») переживают уйму разнообразнейших эмоций. Порой приходится выкручиваться из самых нестандартных ситуаций и перевоплощаться в неожиданных персонажей — а сколько при этом самозабвенного веселья и тщательных раздумий, сколько общения, познания себя и других!

А еще на «Зимовке» и «КВ» постоянно случаются всевозможные интеллектуальные и подвижные игры, конкурсы, квесты. Отовсюду съезжаются журналисты, игротехники, психологи и другие специалисты, чтобы в формате увлекательнейших мастер-классов поделиться знаниями и опытом со всеми желающими. Ни один слет не обходится без разнообразнейших настольных игр, большая часть которых разработана самими начжурами. К числу «авторских» относятся и многие «фирменные» мероприятия — своеобразные тренинги души и ума, побуждающие участников к глубоким и серьезным размышлениям, целенаправленной работе над своей личностью.

Впрочем, любой, кто заинтересовался слетами, может подробно почитать о грядущей «Зимовке-17», перейдя по ссылке https://vk.com/slet_zimovka (а в идеале

—    и поучаствовать в ней лично). Я же спешу сказать, что все «фестивальные» сюрпризы — это плод ежедневной работы лиги, которая с 2012 года носит название «ИЛ-НЖ» («Игротехническая лига начжуров») и в данный момент процветает под неизменным руководством Игоря Карелина и президентством Бориса Ефимовского. Около десяти лет в уфимском подростковом клубе «Вираж» функционируют бесплатные студии настольных и сюжетноролевых игр, тренингов, тележурналистики — куда принимаются все желающие. Не менее масштабное отделение ИЛНЖ интенсивно развивается в Кумертау.

С 2005 года лига создает игромедиацен-тры (ИМЦ) в детских лагерях Башкирии. В разное время начжуры сотрудничали с «Огоньком», «Энергетиком», «Звездочкой», с «Зелеными дубками». Здесь воспитанники творческих студий ИЛНЖ каждое лето получают уникальный шанс самореализации. Ребята заранее разрабатывают обширные, сложные и фантастически интересные программы лагерных смен, каждая из которых превращается в большую сюжетно-ролевую игру на 21 день. «Властелин колец», «Остров сокровищ», «Легенды волшебной страны Озз». Все события лагерной жизни продумываются до мелочей, в соответствии со сценарием развития «политики», «экономики», «культуры» в рамках выбранной игровой модели.

Начжуры ежедневно проводят для отдыхающих ребятишек игры, конкурсы и развивающие занятия, выпускают лагерные газеты, создают местные телепередачи и клипы. В числе результатов вдохновенной работы — не только восторженные отзывы детей. Благодаря ИМЦ минувшим летом «Зеленые дубки» завоевали второе место во всероссийском конкурсе детских лагерей, а в 2012 году ДОЛ «Звездочка» стал безоговорочным победителем в аналогичном республиканском соревновании.

За четверть века в начжурстве сменилось шесть поколений, и у каждого из них

—    свои особенности. Молодежь начала 90-х

—    бунтари, мечтатели, идеалисты, романтики; начала 2000-х — прагматики, структурирующие жизнь организации. Но подростки всех времен одинаково находят в лиге близких друзей, возможность окунуться в непередаваемую атмосферу игры, творчества и радости, развить и претворить в жизнь свои многочисленные таланты.

Для меня начжурство — это часть моей истории и моего внутреннего мира. Не как движение, а как взгляд на жизнь. Когда хочется «Времени Колокольчиков», создать свое, попробовать новое, испытать разное. И быть честной с собой и другими. Когда все на практике. Когда большинству шансов и возможностей говоришь «да».

Ксения ГАРЕЕВА, г. Москва

Еще начжурство — это вечная юность. Не как желание застрять, остаться невыросшей, а как способность удивляться, быть собой.

Начжурство — это знакомство с самой собой: со своими эмоциями, реакциями, мыслями. И там (в этом особом пространстве и времени) закрепляется умение называть вещи и явления своими именами.

Начжурство — это мой Наставник и Друг, автор и создатель этого движения Игорь Карелин. И еще несколько десятков замечательных неординарных людей. С ними можно не видеться годами, но сохраняется радар, метка, которая позволяет в считанные минуты настроиться на одну волну и быть вместе, рядом.

В светлый и душевный вечер памяти Рустика Валидова слово «начжур» произносилось неоднократно. Друзья и знакомые собрались почтить память Рустика, звучали под гитару песни его сочинения. Лично его я не знала, но факт того, что он был начжуром, для меня уже довольно много значил. Про моменты из начжурства, связанные с ним, рассказывали Артем Клименко, Алиса Курамшина и другие люди, которые мне даже были не знакомы, но произносимое ими «начжур» объединяло нас словно чем-то сакральным. Да, я тоже была начжуркой, только на 10 лет позже, и, наверное, остаюсь ей до сих пор.

Что это было — и есть — для меня?

Попасть в Лигу начинающих журналистов и стать «начжуром» было как открыть дверь в Хрониках Нар-нии. В то время, в 1999-м, в Уфе было не так много необычных мест для молодежи. Обучаться журналистике, участвовать в съемках телепередач, печататься в прессе, проходить творческие тренинги, ездить на фестивали в разные города — все это было необычно и очень круто для нашего города, особенно если ты — обычный школьник. И это было лишь внешней, видимой стороной. На самом деле все мы учились быть собой, не бояться быть честными с собой и другими, не бояться своих проявлений, чувств, учились ломать границы привычного,

Юлия ГЛУХОВА

учились заходить на неведомую ранее глубину, выстраивать и прояснять отношения, смотреть на все с другой стороны, жить своей жизнью, дружить, любить, быть вместе, выбирать, смотреть в глаза своим страхам, боли, радоваться, испытывать новые эмоции и переживания, проживать за пару дней целую жизнь.

Начжурство — это бесценный подарок вселенной (и И.Ю. Карелина), который мне посчастливилось получить. Оно оказало огромное влияние на становление моей личности, на мое мировоззрение, на мое само-восприятие и на мои возможности делать и получать в жизни то, что кому-то порой кажется нереальным или немного сумасшедшим. А главное, начжурство подарило мне настоящих друзей, проверенных временем. Друзей, с которыми нас не могут разделить даже тысячи километров. Например, сейчас, когда в Уфе день, а в Новой Зеландии наступает ночь, я переписываюсь, как и каждый день, с моей начжуровской подругой Валиёй. А на ближайший концерт БГ мы идем с друзьями из моей начжуровской студии — ведь всем известно, что мы, начжуры, взрощены на роке и уже «скованные одной цепью».

Я могла бы много писать про то, что связано у меня с начжурством. Начжуровские фестивали, ЦДЮТ на ТЦ Башкирии, передача «100 вопросов», наши студии «Волчья стая» и «Дети луны», «миги», начжуровские связи, легенды начжурства. И все же главное для меня — это люди, которые стоят за их начжуровскими именами, люди, которые в сердце навсегда.

Если б я хотела сделать банальный заголовок, то назвала бы героя интервью «Макаренко нашего тысячелетия». Но я это сделала лишь в первом абзаце, отдав должное скромности своего собеседника. Хотя среди воспитанников Игоря Карелина целая плеяда талантливых писателей и сценаристов, известных режиссеров театра и кино, популярных актеров, чиновников различного ранга, не говоря уже о журналистах, операторах, редакторах, масс-медийных боссах... А еще сонм известных в своей области медиков, программистов и других талантливых и хороших людей разных профессий.

Дела и люди

Игорь шашша

Генеральным

—    Игорь Юрьевич, не каждый педагог даже с огромным стажем работы может похвастаться такими результатами своей деятельности, назвать столько ярких имен воспитанников. В чем уникальность вашей методики воспитания?

—    Наши тренинги, атмосфера движения дают человеку при восприятии мира что-то такое, что помогает сделать карьеру.. Даже не карьеру, а достичь успеха в тех областях, в каких хочет сам воспитанник. Мне кажется, мы открыли некий ключ, который помогает реализовать возможности человека больше, шире, богаче. Говорят же, что работоспособность мозга исчисляется единицами процентов, но ведь что-то там еще заложено. Эта методика открывает новые чакры, раздвигает поры какие-то. Выявляет те возможности мозга, души (У Игоря Юрьевича это звучало как «мозга души». — Прим. авт.), которые заложены в человеке. У нас существует такое поверье, что год идет за три. То есть год начжурс-тва стоит трех лет «обычной» жизни. Так что за год ты можешь развиться гораздо больше и эффективнее, чем твои сверстники за такое же время.

—    А как пришла в голову идея соединить получение профессиональных навыков с психологическими тренингами?

—    Да легко! Я еще был студентом Уральского государственного университета и уже начал преподавать теорию журналистики в школе юных журналистов УрГУ, стал внимательно изучать опыт других юнкоровских студий, объединений. Из всей их массы конца 80-х — начала 90-х у меня четко обозначилось несколько самых успешных из них. И я заметил закономерность: студии, кружки, которые работают не только в журналистике, а синтезируют разные направления — наиболее успешны. Они больше пропиарены, засвечены и эффективны. Вот, например, знаменитый свердловский клуб под руководством Владислава Крапивина «Каравелла», в котором ребята не только занимались журналистикой, писательством, но и увлекались мореходной романтикой, корабельным делом. Были студии где-то в Черноземье, которые совмещали интерес к театру и журналистике, и множество других примеров.

—    Видимо, такие привязки необходимы, чтобы журналисты не отрывались от жизни, не потеряли возможность видеть другие ее аспекты...

—    Да, а у меня к тому времени уже сложилось увлечение психологией. Я курсовые писал на кафедре психологии (сам учился на журфаке), диплом тоже. И я подумал, почему бы мой личный интерес к психологии и журналистике не объединить. Вот и пошло-поехало. Стал рыться в самых крупных библиотеках Урала — тогда Интернета не было. Много чего нарыл, создал эту тренинговую методику и стал внедрять практически. Результат превзошел все мои ожидания. Сейчас по этой методике занимаются по всей России и бывшему СССР. Она проверена временем и людьми!

—    Многие вас могут назвать и называют своим Учителем, но, наверное, мало кто осведомлен о том, кого вы можете назвать таким словом с большой буквы.

—    Я учиться люблю. Это такой интерес, который очень помог мне в жизни. Еще со школы мне везло с учителями по любым предметам, особенно по точным наукам — математика, физика, астрономия. Я учился, как мог: книги читал, родителей слушал внимательно. Мне мама и папа дали удивительные знания, подходы к жизни такие базовые и правильные, которые я стараюсь использовать и сейчас. С вузовскими преподавателями тоже повезло — многие были вообще не от мира сего. По той методике, которую я всю жизнь совершенствую и транслирую, главным учителем стал профессор Семенов — завкафедрой психологии УрГУ. Он был куратором моих курсовых и руководителем дипломной работы. Часами мы с ним, конечно, не общались, но и редкие встречи мне давали очень много.

Алиса КУРАМШИНА, психолог-начжур, kuramshina.ru

После вуза учителя у меня не закончились — они стали появляться в движении. Самую известную кольцовку ты, наверное, помнишь: я воспитал Алису, она воспитала Артура, тот воспитал Тимура, а Тимур, в свою очередь, воспитал меня и Алису. Друг у друга учиться, брать умные мысли, технологии — это хорошо и правильно. Во многом мои учителя меня окружают прямо здесь и сейчас. Я считаю, что движение само по себе имеет огромный интеллектуальный потенциал и делится им с внешним миром и между собой. Мне так приятно, когда воспитанники перерастают меня в чем-то, начинают лучше меня играть в «Эпоху империи», лучше меня писать, верстать, монтировать — что угодно. И я горд. Потому что у меня нет цели быть лучше всех, выпячиваться, а есть цель дать таланту развиться.

—    Вот, кстати, и вопрос пригодился: вы воспитали многих больших людей на высоких постах, обремененных славой, сами были видным комсомольским функционером, а сейчас остаетесь руководителем кружка.

—    Преподавателем современных игровых технологий подросткового клуба «Вираж» объединения «Диалог».

—Почему остановились на социальной лестнице?

—    Объясню: каждый человек на начальном этапе закладывает себе некую цель: чего он хочет достичь, к чему он должен стремиться. Программа десятиклассника Игорька Карелина была незамысловатой: он хотел стать генсеком ЦК КПСС. Просто хотел и всем об этом говорил. Он взрослел, а эта программа потихоньку с какой-то неизбежностью начала реализовываться. Когда Игорек перевелся на заочное отделение и приехал в свой родной город Бирск, места в газете не оказалось, и его временно редактор газеты пристроил в горком комсомола. Ступени роста стали ясны: инструктор горкома, обкома — и Игорек уже начал ездить в ЦК КПСС в Москву на стажировки, выполняя какие-то поручения. Я ездил на черной «Волге» по Красной площади, ел в цэковской столовой, ходил по дорожкам, где сейчас располагается администрация Президента РФ. И если бы не произошли две вещи: не разрушился бы Советский Союз и я бы не изменил свои жизненные установки, то я бы был генсеком.

—    А раньше жизненные ценности поменялись или СССР рухнул?

—    Это все происходило как-то одновременно. В обкоме все удавалось делать намного проще. К примеру, если надо организовать какой-то слет, фестиваль международного, всесоюзного уровня, то не надо было искать спонсоров, а просто составить смету, отнести ее в соседний кабинет

—    и деньги уже выделяются, и «Икарусы» с детьми едут в маленький город на родину начжурства. К тому времени у меня появились тренинговые группы хорошего уровня. И у меня тогда возникла мысль о том, что власть мне не нужна для того, чтобы упиваться ею, сидеть в кабинете, ездить на черной машине. Тогда случилось прозрение, пик мудрости, на котором появился вопрос: «А зачем ты живешь и чем?». Я ответил на него очень конкретно: «Я хочу в своей жизни создавать моменты настоящего — яркие, мощные. И для того, чтобы их создавать, генсеком или президентом России быть совершенно необязательно».

—    Это понятно, а вот словосочетание «моменты настоящего» надо бы, наверное, расшифровать...

—    Моменты настоящего — когда человек испытывает счастье, острую радость или интеллектуальное озарение.

—    Вы в своей деятельности все время меняете профиль: то это было журналистское направление, потом, помню, ролевые игры, следом компьютерные. Чем увлечены сейчас, кого воспитываете?

—    Каждые четыре-пять лет все меняется. Скучно заниматься одним и тем же. Вот газета «Время колокольчиков» — вершина. На фестивале молодежной прессы в Славутиче-98 признана газетой всех времен и народов России, Украины, Белоруссии и Казахстана, хотя к тому времени она уже не выходила два года. И все. Если достиг вершины, то зачем повторяться? Журналистика отошла

—    появились игровые технологии. Я пытался там чего-то достичь, и когда достиг, когда появились десятка два учеников, которые сами пишут эти игры, сами проводят, то мне стало клево. Мне здорово и радостно, но уже пора двигаться дальше. А последние пять-шесть лет — это телевидение. Я так увлекся съемкой, монтажом сюжетов, что живу этим. Конечно, пока все на начальном уровне, но научиться можно. Я сам учусь всю жизнь и попутно обучаю детей. Появляются уже первые результаты: вот Рома Хуснутдинов сейчас снимает на таком уровне, что его приглашают на московские кабельные каналы.

—    То есть среди нынешних воспитанников вы уже видите будущих больших успешных людей?

—    Я считаю, что в каждом есть что-то. Если это увидеть, помочь ему в том, в чем он талантлив, реализовать — результат получится совершенно неожиданный.

—    Вы в основном работаете с детьми и подростками. А можно ли в это движение влиться в более зрелом возрасте?

—    Взрослые во многом самодостаточны. Взрослые все воспринимают, как ни парадоксально, обостреннее. Дети более прагматичны. Может, это поколение наше было такое, которое знает, что черное — это черное. А дети видят оттенки. В этом смысле работать с детьми даже сложнее, потому что надо подход какой-то найти, чтоб они доверяли. Это банально, но дети чувствуют фальшь. Ситуативная фальшь или по нужде — они все равно это увидят.

—    Люди из вашего начжуровского гнезда вылетели куда угодно — в Москву, Питер, Европу и дальше. Сами вы из Бирска, сейчас в Уфе — каков дальнейший курс?

—    У меня был период, когда меня рвало в Москву, Питер. Но близкие люди, как якоря. Обрубить их и направиться в бушующее море жизни с непонятным финалом. комплексую. Помнишь, ты как-то написала, что мой самый главный страх — одиночество? Я долго думал об этом и часто вспоминаю все эти годы, но понимаю, что никогда не останусь один. Вокруг меня столько любящих и любимых мною людей, что мало у кого столько есть. У меня есть внутренний рейтинг близких мне людей. И вот девять человек из десяти самых близких сейчас здесь, рядом со мной, представляешь? Если я уеду, то у меня не будет возможности их видеть так часто. Никто не подбежит и не бросится на шею. Это меня останавливает.

—    В Уфе вы уже больше 20 лет — как она вам?

—    Уфу я полюбил сразу, а она года полтора меня испытывала, проверяла, насколько я чужой — не чужой. И приняла — я это чувствую. Сейчас у меня с ней такие отношения, что любовь как страсть уже прошла, а такое ровное чувство приятия обоюдного осталось. Уфа — это женщина, с которой лучше дружить. Для того чтобы дружить, надо ее любить — она это чувствует.

—    Вы много говорите о любви к детям. Наверняка не все родители к этому относятся спокойно, возможно, у кого-то возникает некая ревность.

—    Крайне редки такие случаи. Наоборот, многие родители открыто говорят, что со мной отпустят ребенка в любой поход, в любой город — доверяют. Я даже задумывался над причиной такого положения. У меня есть одна версия: очень много детей сейчас воспитывается без отцов. И многие из них воспринимают меня в роли отца. Помнишь, в фильме «Пацаны» главный герой говорил, что в жизни каждого пацана должен быть взрослый человек, к которому можно обратиться на «ты», который поймет. В идеале это отец.

Я для многих являюсь таким человеком, которому можно рассказать о своем неудачном свидании, попросить совета. Я прекрасно понимаю — это огромнейшая ответственность. Родители для меня — это люди, которых очень люблю, хотя бы потому, что они подарили миру тех детей, которые приходят ко мне в тренинговые группы.

—    Что такое движение, которое вы так часто упоминаете?

—    Называть то, что я создал, Лигой — это слишком узко. Движение — это более широкое понятие, чем детская организация, зарегистрированная, пропиаренная неким образом. Движение — это люди, которые вкусили начжурство, приобщились к нашей субкультуре и не забыли ее дыхание.

...Я посмотрела на часы — время окончания беседы. Рядом со мной сидел вечно молодой и счастливый учитель, который уже начал скучать по своим детям, шумевшим где-то невдалеке. А вокруг меня царило то самое «время колокольчиков» — безбашенный, радостный момент настоящего, который позволяет чувствовать себя живым.

* Начжуры — начинающие журналисты, молодежная субкультура, возникшая в конце 80-х годов XX века. Названы так для противопоставления своей позиции юнкорам — юным корреспондентам, продолжавшим освещать линию коммунистической партии и советского правительства. Позиция начжуров состояла в полноте самовыражения и противопоставлении себя системе. Лига начинающих журналистов РБ, созданная в начале 90-х, — общественная детская организация, объединяющая начжуров Башкортостана. Когда противопоставлять себя системе стало не нужно, начжуры занялись ролевым моделированием (игротехникой).