Подходил к концу 1917 год, в Европе бушевала война, а здесь, на другом континенте в канадском городе Галифакс, наступало утро. В это утро около города, в прибрежных водах, встало на рейд грузовое судно «Монблан» под французским флагом и ожидало команды для захода в порт.
Узкий фарватер.
В заливе Галифакса формировался конвой для доставки грузов в воюющую Европу. Транспортник «Монблан» должен был войти в этот конвой. В Европейских водах охотились немецкие подлодки. Без охраны военных судов добраться до берегов Франции не было шансов.
Транспорт «Монблан»- это небольшое судно водоизмещением 3211 тонн ничем не отличалось от других судов конвоя, если не считать взрывоопасного груза. «Монблан» представлял собой большую бомбу весом три тысячи тонн. В его трюмах находилось 2250 тонн пикриновой кислоты, 30 тонн бензина для техники, 250 тонн тротила, 15 тонн пороха. Команде судна было строжайше запрещено курить на борту. Об этом грузе знала только команда и начальство порта. Груз этот предназначался для воюющей против Германии коалиции.
На следующее утро, 6 декабря 1917 года, капитан транспортного судна «Монблан» Ле Медек получил разрешение на заход в порт Галифакс. На борт корабля поднялся портовый лоцман, который должен провести судно по узкому проходу к порту.
В это же время из порта Галифакса готовился к выходу в море норвежский транспортник «Имо».
Проход в порт, расстоянием в одну милю, был очень узкий, с трудом расходились два судна. Портовые лоцманы, хорошо знавшие фарватер, без труда проводили суда.
Столкновение.
Два судна поравнялись как раз на повороте. Видимо, излишняя уверенность лоцманов подвела их, нос «Имо» врезался в борт «Монблана» и повредил его на 2 метра внутрь, произошел разлив бензола из стоящих на палубе емкостей. Капитан «Имо» резко дает задний ход и со страшным скрежетом металл об металл летят искры. Бензин загорается и начинает расползаться по палубе под упаковки пикриновой кислоты.
В таких условиях тушить пожар было бессмысленно, и капитан принимает решение вывести судно подальше от города. Пожар на корабле усиливается, команда «Монблана» начала спускать шлюпки. И тут над кораблем поднимается столб пламени, а вслед за ним мощный взрыв потряс воздух. Судно разлетелось на мелкие куски.
Весь город заволокло черным дымом, а когда немного дым рассеялся, на месте судна образовалась кипящая воронка. В городе были полностью разрушены 1500 домов, школы, фабрики. На месте порта валялись кучи кирпича и покореженного металла. 120 судов, находящихся в порту, были повреждены, некоторые суда как консервные банки валялись на берегу. Обломки «Монблана» находили за полтора километра от порта. Погибло 2500 человек, 30000 осталось без крова.
Этот взрыв сравнивают с взрывом атомной бомбы. Состоялся суд, который признал виновным капитана «Монблана» Ле Медека. Хотя многие специалисты обвиняют руководство порта, которое дало разрешение на заход судна в залив. Ведь транспортник мог дождаться конвоя на рейде, не заходя в порт.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.