Найти тему
машина

"Мишки" в Туле: конец грустной истории про неслучившийся автозавод

Текст: Николай Марков
Фото: Николай Марков, Максим Шелепенков, ОАО "Мишка-Тула-Москва"

С предысторией того, о чем пойдет речь в этом материале, можно познакомиться ВОТ ЗДЕСЬ (ссылка на презентацию прототипов автомобилей "Мишка" на Тульском комбайновом заводе в 2004 году).

Итак, как обещал, продолжение рассказа про тульских «Мишек». После предвыборной презентации 2004 года «мишковый» проект надолго пропал с радаров. Василий Стародубцев перестал быть губернатором уже в 2005-м, ему на смену пришел Вячеслав Дудка, и проект утратил поддержку тульского административного ресурса – видимо, новый губернатор почувствовал, что проект попахивает авантюрой. Для широкой общественности свежие новости относительно «Мишек» появились только в сентябре 2011 года, когда в «зарулёме» вышла большая оптимистичная статья, в которой говорилось, что уже в 2012-м «Мишки» появятся в свободной продаже, что машина сертифицирована, что по дорогам бегают уже полсотни предсерийных образцов и много чего еще в подобном ключе. К сожалению, в этой статье было довольно много лукавства и даже откровенной неправды. Это, конечно, не придумка корреспондента: как ему рассказали - так он и написал. А рассказали ему так, как было выгодно производителю. Вот, например, одна из известных фотографий трех образцов на фоне цеха Тульского комбайнового завода, которая в свое время висела на сайте производителя:

В «зарулеме» она была подписана так: «Первые «Мишки» были готовы, когда еще не сошел снег 2011 года». Чушь, конечно, полная. На самом деле, эти машины собрали за много лет до того, как вообще наступил 2011-й год. Но обо всем по порядку. Итак, конечно, никакой полусотни предсерийных «Мишек» никогда не было, это откровенная ложь. Те три машины на фото вверху по документам проходят как изготовленные в 2007 году. Не обладаю фактами, но предполагаю, что это всего лишь перелицованные прототипы начала 2000-х годов, построенные еще в НАМИ. Ведь на тульской площадке никакого производства так и не было развернуто. На это как бы намекает даже совпадение цвета кузова «тех старых» машин и «этих новых»: похоже, что просто «переодели» в новый пластик старые каркасы. Таким образом, машина с госномером «н001ех71» – это вообще, судя по всему, тот же самый автомобиль, что я рассматривал на комбайновом заводе в 2004-м.

Машина с презентации 2004 года
Машина с презентации 2004 года

На всех этих машинах стояли 1,2-литровые двигатели МеМЗ-2477, отвечающие нормам «Евро-2». И, соответственно, легализовать их нужно было до 1 января 2008 года, когда Россия переходила на нормы «Евро-3». Для этого ОАО «Мишка-Тула-Москва» действительно смогло получить в ноябре 2007 года свое первое одобрение типа транспортного средства РОСС RU.МТ02.E05522 – по упрощенной процедуре сертификации, на малую партию в 150 штук. Сам автомобиль, согласно этому документу, получил новое обозначение ТМ-1131 «Туляк».

Первая страница самого первого ОТТС на тульских "Мишек"
Первая страница самого первого ОТТС на тульских "Мишек"

Как нетрудно понять, фактический срок действия первого ОТТС был всего 1,5 месяца. Из допустимой партии в 150 штук фактически были использованы семь VIN-номеров. Голубая машина стала Х8911310070DT6001, серая – Х8911310070DT6002, зеленая –Х8911310070DT6003. Еще одна голубая получила номер Х8911310070DT6007. А машины с номерами 004, 005 и 006 так нигде и не засветились, из чего я полагаю, что под них просто были зарезервированы бланки ПТС – на тот случай, если потребуется легализовать какие-то другие старые прототипы – например, образцы, восстановленные после сертификационных краш-тестов. Ниже – несколько моих фотографий образца № 001, сделанных в Туле на улице Первомайской 29 июля 2009 г.

-4
-5
-6

А всего пятью днями раньше, 24 июля, мой друг Максим Шелепенков сфотографировал вот этого пурпурного «Мишку» на выставке, посвященной юбилею Дмитровского полигона:

-7

Эта машина – уже следующей модификации, ТМ-1131-0000010, и она отличается двигателем МеМЗ-3071 (1,3 л) стандарта Евро-3. Одобрение типа на эту версию было получено 19 ноября 2008 года – вновь «короткое», на малую партию в 150 штук с VIN-номерами от «008» до «158» (РОСС RU.МТ02.E06154). Соответственно, этот пурпурный хэтчбек – первый из означенной партии, с VIN-номером Х8911310080DT6008. Мне он встретился на улице единственный раз, 7 ноября 2012 года. Разношерстные колеса, поставленные по принципу «лишь бы какие-нибудь», дают понять, что финансовое положение владельца было, мягко говоря, не очень хорошим.

-8
-9
Щели между кузовными панелями – гигантские и неравномерные. В заднем бампере видна пробка для заправки пропанового газобаллонного оборудования
Щели между кузовными панелями – гигантские и неравномерные. В заднем бампере видна пробка для заправки пропанового газобаллонного оборудования

По отдельным характерным деталям интерьера этой машины я предположил, что она на деле может оказаться ничем иным, как переоборудованным пурпурным пикапом с презентации 2004 года. В дальнейшем ОАО «Мишка-Тула-Москва» получило еще всего лишь одно ОТТС – на 100 пикапов ТМ-1331-0000010 стандарта Евро-3 (ОТТС РОСС RU.МТ02.E06446 от 9 сентября 2009 года). Копии всех трех ОТТС у меня есть. Воспользоваться этими одобрениями предприятие теоретически могло до конца 2012 года, пока в РФ действовали нормы Евро-3.

Рекламный буклет по тульским «Мишкам», напечатанный на цветном принтере. Уже и не помню, где именно я его взял… Кажется, на фестивале «Автострада» году в 2010-м или 2011-м, где я еще раз случайно встретился с директором ОАО «Мишка-Тула-Москва»
Рекламный буклет по тульским «Мишкам», напечатанный на цветном принтере. Уже и не помню, где именно я его взял… Кажется, на фестивале «Автострада» году в 2010-м или 2011-м, где я еще раз случайно встретился с директором ОАО «Мишка-Тула-Москва»

Теперь еще раз вернемся к «зарулевской» статье от сентября 2011 года. Утверждения производителя о том, что машины начнут выпускаться в начале 2012 года, а вскорости выпуск достигнет 20 тысяч штук в год – это неправда. Никакого готового к работе сборочного оборудования у предприятия не было, как и персонала, готового справиться с такой работой в таких объемах. Вторая большая неправда касается даты изготовления «предсерийных Мишек»: как я вам наглядно показал, «зарулёвского» корреспондента просто обманули, а сам он в силу недостаточной компетенции этого не заметил. Хотя в своем материале даже размещал маркировочную табличку от одной из машин, якобы собранных в 2011-м, при этом 2007-й год в её VIN-коде рассмотреть не смог! Третья неправда – про полсотни выпущенных образцов, четвертая – заявление гендиректора о том, что «Мишка» сертифицирован в том числе в кузове «ландо»: ни в одном из ОТТС такой вариант не прописан. В общем, вся статья – «лапша». К большому сожалению.

«Туляк» на Дмитровском автополигоне, 2009 г.
«Туляк» на Дмитровском автополигоне, 2009 г.

Что было дальше? Вместо обещанного начала масштабного производства уже в 2012 году Загорский вместе со своим ОАО площадку на Тульском комбайновом заводе (где уже якобы построен автозавод) окончательно покинул. Теперь он арендовал закуток в Москве, на умирающем заводе ЗИЛ, в бывшем цехе по производству холодильников. Туда перевезли и всю кучу запчастей, оставшуюся от всех старых, еще «намишных», прототипов «Мишек». Разумеется, там дело тоже ничем не кончилось. Ну а более наглядно про этот самый последний фрагмент деятельности ОАО «Мишка-Тула-Москва» на московской площадке рекомендую посмотреть в блоге моего давнишнего знакомца Сергея Цыганова. Там практически шпионская съемка, но оооочень наглядно дающая представление об истинной ситуации на «автозаводе»… На самом деле грустно. Очень грустно, что о финале всей этой истории я правильно догадался еще на презентации 2004 года. Материалы Цыганова можно посмотреть сначала ВОТ ЗДЕСЬ, а потом ВОТ ЗДЕСЬ.