Монгольский полководец Темучин, более известный под именем Чингисхан, был весьма талантливым правителем. Он понял, что захватить и удержать огромные территории можно лишь одним путем — внушая покоренным народам постоянный страх.
Массовые расправы и тотальное разрушение стали важнейшей стратегией армии кочевников и главным секретом быстрого роста Монгольской империи.
Под страхом расправы
Конечно, покорение народов было гораздо выгоднее, чем превращение городов в безлюдные пепелища. В обоих случаях территории отходили Монгольской империи, но вассальные земли в перспективе могли выплачивать налоги и предоставлять рекрутов для дальнейших завоеваний, тогда как разоренные поселения давали лишь разовый доход в виде награбленных ценностей и рабов.
Однако заставить свободные племена склониться перед монгольской армией можно было лишь поддерживая репутацию безжалостных завоевателей. Чингисхан, как и все его военачальники или преемники, предлагал покоренным врагам сдаться без сопротивления. Если население полностью подчинялось монголам, он гарантировал безопасность. В противном случае завоеватели жестоко наказывали строптивых.
Дурная слава
Слухи о расправах кочевников быстро распространялись, что, безусловно, было на руку захватчикам: черная слава монголов давала им ряд существенных преимуществ. Довольно часто поселения, стоящие на пути войск Чингисхана, отправляли послов и сдавались еще до подхода армии завоевателей, предпочитая подчиниться и откупиться, но сохранить жизнь. По сути, это был один из приемов психологической войны, позволяющий татаро-монголам избегать нежелательных потерь.
Кроме того, плохая репутация позволяла орде оставлять на оккупированных территориях минимальный гарнизон и двигаться дальше, не опасаясь удара в тыл, поскольку завоеванные народы знали, что кара за неподчинение будет жестокой.
В летописях упоминаются монгольские «проверки лояльности», когда небольшой отряд кочевников от имени хана наугад выбирал и расправлялся с несколькими жителями покоренных земель. Остальным оставалось только молча терпеть, ведь в случае сопротивления монгольские войска уничтожали всех.
Миллионы и миллионы
Беспрецедентные масштабы расправ армии кочевников со вставшими на ее пути народами, по мнению историков, привели к значительным демографическим изменениям в Азии. Основываясь на трудах иранского историка Рашида ад-Дина, можно предположить, что население Персии во время ее завоевания татаро-монголами сократилось почти в 10 раз. К катастрофическим последствиям привело монгольское нашествие на Китай, где на рубеже XIII—XIV веков из 120 миллионов жителей осталось только 60. Считается, что в Древней Руси монголы уничтожили не менее трети населения.
Шанс уцелеть имелся лишь у талантливых ремесленников, инженеров и лекарей, которых завоеватели щадили.
Особое оружие
Исследователи полагают, что кроме обычной расправы с покоренными народами, а также уничтожения посевов, что приводило к неминуемому голоду, кочевники применяли «биологическое оружие». Считается, что при осаде городов монголы при помощи катапульт перебрасывали в стан противника тела погибших от бубонной чумы. Такая тактика, скорее всего, применялась при взятии Каффы (ныне Феодосия) и, возможно, привела к распространению болезни по всей Европе.
Справедливости ради стоит отметить, что Чингисхан был довольно терпим к большинству религий, поэтому монголо-татары никогда не участвовали в религиозных войнах. При этом, наказывая за сопротивление, кочевники в первую очередь жгли именно храмы. Именно так были уничтожены многочисленные историко-культурные памятники Киевской Руси, Персии, Китая и Европы.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
Печальный финал Золотого века — как монголы уничтожили Багдад
Монгольский лук: совершенное оружие грозных кочевников