Найти тему
Репортажи из СССР

Запорожец: советская народная микролитражка

Вот в чем большинство индустриально развивающихся стран XX века была единодушны, так это в идее о том, что для комфортного передвижения в городских условиях необходима разработка и внедрение в жизнь автомобилей сверхмалого класса. Советский Союз наравне с другими странами тоже испытывал необходимость в появлении компактных, простых и относительно недорогих автомобилей, особенно после того, как завод АЗЛК переключился с производства малогабаритного "Москвича-401" на более вместительный и просторный "Москвич-402".

Москвич-402. Фото: all-auto.ru
Москвич-402. Фото: all-auto.ru

Как и в случае с "Жигулями", прототипом будущей микролитражки (так тогда назывались автомобили такого класса) выступил Fiat-600, правда, в уже готовом отечественном автомобиле от породистого итальянца уже мало что осталось - начиная от измененного двигателя и заканчивая подвеской. Прототип известного всем "Запорожца" сначала назывался "Москвич-444", но первые модели были настолько неудачными, что их неоднократно пришлось модифицировать и совершенствовать, пока чудо отечественного автопрома не превратилось в ЗАЗ-965 и, сойдя с конвейера, не было довольно тепло принято потребителем.

Тот самый "Москвич-444". Фото: https://3ddd.ru
Тот самый "Москвич-444". Фото: https://3ddd.ru

Шуток вокруг этого автомобиля ходило немало, равно как и советов по доработке и различным усовершенствованиям конструкции. Но для большинства советских мужчин "Запорожец" был самой первой машиной, на которой оттачивались навыки вождения и совершались первые дальние поездки.

Давайте посмотрим, как об этой машине вспоминают те, кому доводилось ей владеть, ну или хотя бы периодически кататься с родителями или соседями :)

"Горбатый"- первая машинка которую купил мой сосед по общаге, мы на нём возили оптом сдавать стеклотару в 80-х на приёмный пункт, сняли задние сиденья - и места было море (плюс передний багажник). Сейчас почему-то в современных машинах гораздо теснее, чем было в том Запорожце...

Лично я отъездил на ЗаЗ-965А более двадцати семи лет. В 1998 г. машину угнали из гаража. Естественно, доблестная милиция не нашла... Купить ЗаЗ-965, 965А в "живом" состоянии не удалось. Купил "мыльницу" - ЗаЗ-968А. Со смешным "честным" пробегом 890 км.! Так и езжу на нем по сей день. И летом, и зимой. Ездили на нём в Крым, в Абхазию... Особых проблем в эксплуатации не доставляет. Книгу К.С. Фучаджи и Ш.М. Кауфмана "Автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А", несмотря на многочисленные просьбы и предложения солидных сумм, никому не продам! Надеюсь когда-нибудь купить ЗаЗ-965А!

ЗАЗ-965. Фото: http://beriozka.ru
ЗАЗ-965. Фото: http://beriozka.ru
Мне всегда нравилось в нем одинаковые стекла: заднее и переднее лобовое, а также его великолепная проходимость. Из недостатков - воздушное охлаждение и громкий звук двигателя - вокруг цилиндров нет рубахи охлаждения, ну и плюс еще - очень ненадежная коробка...

У меня бабушка была членом общества слепых, и однажды приходит с заседания этого общества домой и сообщает, что ей по льготной какой-то цене дают "Запорожец", горбатый. На семейном совете обсудили это дело и решили не брать: единственный, кто мог водить машину - это отец, а в нем было 2 м роста... Он однажды сел за руль "Горбатого" примериться и коленками чуть ли не до ушей достал... В общем, отказались мы от машины, а я, помнится, тогда испытывала смешанные чувства - с одной стороны, хотелось ездить на машине, а с другой - совсем не хотелось в "Запорожце" :))

Воздушное охлаждение в условиях Сибири - большой плюс! Мотор, да, шумноват. Но я клал за задним сиденьем ватное одеяло и шума особого не было! А печка "Запорожцев"! Это же песня! Более теплой печки не бывает в природе! Коробки передач ни на "горбатом", ни на "мыльнице" не ломались! Раза два профилактически менял подшипники . На двух "Запорожцах" в общей сложности проехал более 1 600 000 км. Конечно, менял ЦПГ неоднократно. В среднем ЦПГ выхаживает 140 000 км. Но это справедливо для советских запчастей. Сколько прослужат китайские - даже дядюшка Ляо не знает!

Фото: https://www.drive2.ru
Фото: https://www.drive2.ru
Один раз в жизни прокатился на 968-м пассажиром: дядька нас с братом (с полной загрузкой) повёз на дачу в 1986-м по Московской трассе...
Обогнали Волгу однажды, она "плелась" с какими-то 105 км/ч,
так было мерзкое чувство что "щас эта штука развалится прямо под нами":)) Больше выжать из этого агрегата не удалось :)

На "Запорожцах" всякие чудеса были! Движки видел 45-ти сильные для работы на АИ-93. И четырехфарные 966-е с подголовниками! Не колхоз! Экспортный вариант! У меня "горбатый" был. Новым покупал в 1964 г. Шины на нём бескамерные в базе были! И движок мощностью 23 л.с.... Машина-зверь была, до сих пор вспоминаю с нежностью.

Многие вспоминают "Запорожец" с той же нежностью и ностальгией, как автор последнего воспоминания? Делитесь в комментариях, вспомним вместе :)

**************************************************************************

"Тот самый" советский суп со звездочками

-5

Авто
5,66 млн интересуются