«Внезапно завесу пламени прорвал голос Великого магистра, и слова его были обращены ко всем и к каждому и беспощадно разили каждого. И так неодолима была сила этого голоса, что казалось, принадлежит он уже не человеку, а идет из нездешнего мира. Жак де Молэ снова заговорил, как нынче утром, на паперти Собора Парижской богоматери.
‒ Позор! Позор! – кричал он. – Вы все видите, что гибнут невинные. Позор на всех вас. Бог нас рассудит!
Коварный язык пламени подкрался к нему, опалил бороду, в мгновение ока уничтожил бумажную митру, поджег седые волосы. Толпа безмолвствовала в оцепенении. Людям казалось, что на их глазах жгут безумного пророка. Лицо Великого магистра, пожираемого пламенем, было повернуто к королевской лоджии. И громовой голос, сея страх, вещал:
‒ Папа Климент… шевалье Гийом де Ногарэ, король Филипп…не пройдет и года, как я призову вас на суд божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..
Пламя закрыло ему рот и заглушило последний крик Великого магистра. И в течение минуты, которая показалась зрителям нескончаемо долгой, он боролся со смертью. Наконец тело его, перегнувшись пополам, бессильно повисло на веревках. Веревки лопнули. Великий магистр рухнул в бушующий огонь, и из багровых языков пламени выступила поднятая рука. И пока не почернела, не обуглилась, все еще с угрозой вздымалась к небесам.»
Морис Дрюон. «Проклятые короли»
В 1307 году король Франции Филипп IV Красивый (не просто так, а с далеко идущими намерениями) затеял судебное следствие против ордена Тамплимеров – полувоенной-полурелигиозной организации, чья рыцарская слава давно познала свой закат, военная мощь ослабла, но в сундуках, на беду всего руководства, да и рядовых членов тоже, оставалось еще достаточно золота. Поскольку такую грандиозную аферу без ведома римского папы провернуть не представлялось возможным, Филипп начал секретные переговоры с Климентом V. Почуяв сквозь гарь грядущих костров отчетливый запах дивидендов, папа дал согласие, лишь немного поупиравшись соблюдения приличия ради.
В пятницу, 13 октября бальи, прево и сенешали вскрыли конверты со срочным королевским приказом, и на всей территории Франции начались массовые аресты тамплиеров. Им были предъявлены обвинения в ереси, богохульстве, распутстве, сексуальных извращениях в форме мужеложества и скотоложества (кои в те мрачные времена приравнивались к тяжким преступлениям) и т.д. Доблестные сотрудники церковной инквизиции, равно как и королевские палачи, дело свое знали и любили. Под пытками были получены признания во всех злодеяниях, на какие только хватило фантазии обвинителей. К большому сожалению последних, удостоиться очистительного огня было суждено далеко не всем преступникам: несколько сотен умерло в застенках вследствие неосторожного обращения. По итогам процесса во Франции было сожжено всего 70 человек.
Формально имущество тамплиеров перешло к ордену святого Иоанна. Ага… Все сразу поверили, что его величество Филипп IV, который больше всего в этом мире любил деньги, замутил этот фестиваль совершенно бескорыстно, исключительно из одного только чувства справедливости. Истинно так. Разгром тамплиеров избавил Филиппа от необходимости выплачивать более 700000 ливров долгов королевской семьи перед храмовниками и сверх того 200000 ливров казны и все драгоценности ордена были присвоены Филиппом в счет оплаты судебных издержек.
18 марта 1314 года на костер взошел последний, 23-й магистр ордена Тамплиеров Жак де Молэ. Согласно легенде, гореть молча он был не согласен. И действительно, через месяц в результате несчастного случая на охоте погиб Климент V, с чьими похоронами связана еще одна красивая байка: ночью во время грозы молния ударила в церковь, где находился гроб с телом покойного. Труп был уничтожен пожаром.
С Гийомом де Ногаре, однако, вышло недоразумение: на момент произнесения проклятия магистра он был уже год как мертв. И еще одна забавная деталь: родители добросовестного борца с ересью принадлежали к секте катаров, а дед пал жертвой Альбигойского крестового похода. Насчет прямого потомства хранителя королевской печати… каюсь, не смогла найти никаких данных. Но его дальним родственником был фаворит Генриха III – Жан Луи де Ногаре де Ла Валетт, герцог д’Эпернон, один из персонажей романа Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В знаменитой «дуэли миньонов», что так душевно и красочно была показана в одноименном российском сериале, он действительно не участвовал по причине того, что был в отъезде.
Кстати, реальный герцог, в отличие от книжного и экранного героя, прославился не трусостью, а жадностью. В частности, чтобы получить наследство Фуа-Кандалей, д’Эпернон сгноил в монастыре младшую сестру своей жены. Убежденный католик Жан Луи пережил Генриха III, и долгое время с увлечением интриговал против идейного врага – Генриха IV Наваррского. После убийства короля некая мадемуазель д’Эскоман во всеуслышание заявила, что Равальяк работал на д’Эпернона, на чем заработала… пожизненное заключение за клевету. Герцог продолжал пользоваться влиянием во времена регентства Марии Медичи, и только по достижении Людовиком XIII совершеннолетия был оттеснен от кормушки кардиналом Ришелье.
Еще один активист процесса над тамплиерами – коадъютор Ангерран де Мариньи, упоминания в проклятии почему-то не удостоился. Он был казнен во время правления старшего сына Филиппа – Людовика X с подачи Карла Валуа, у которого с Мариньи были личные счеты. Бывший советник украсил Монфоконскую виселицу 30 апреля 1315 года по обвинению в колдовстве и казнокрадстве.
Филипп IV умер от инсульта 29 ноября 1314. Тоже меньше чем через год. А касаемо проклятия на весь род… Магистр мог себе позволить разбрасываться псевдопророческими заявлениями без всякого ущерба для репутации провидца. У Филиппа IV было достаточно многочисленное потомство, причем не крестьяне с мещанами, а люди самого высокого социального статуса: принцессы, герцоги, короли… Совершенно очевидно, что биографии у них были не самые скучные, и умереть своей смертью довелось отнюдь не всем.
Французские потомки: шестое колено – Бургундский герцог Жан Бесстрашный – убит сторонниками дофина Карла; восьмое колено – Карл Смелый – погиб в битве при Нанси, девятое колено – Мария Бургундская – упала с лошади, и через пару дней умерла при родах в возрасте двадцати пяти лет. Английские: пятое колено – Ричард II – свергнут с трона и заточен в замке Понтефракт, где умер при невыясненных обстоятельствах. Оно же ‒ Ричард Конисбург – казнен за участие в заговоре; шестое колено – Ричард Йоркский – погиб в битве при Уэйкфилде; седьмое колено – Ричард III – последний Английский монарх, геройски павший в бою, убит при Босфорте, талантливо и непоправимо дискредитирован придворными хронистами Тюдоров.
Одиннадцатое колено – несовершеннолетняя Джейн Грей, принудительно коронованная, за это же обезглавленная и посмертно удостоившаяся почетного места в галерее злодеев музея мадам Тюссо. Снова одиннадцатое колено: Генрих Дарнлей – король-консорт шотландский. Взял на себя больше, чем был способен унести. Поплатился жизнью. И опять одиннадцатое колено – казненная за происки против Елизаветы I Мария Стюарт. Тринадцатое колено… как ни странно, внук двоих предыдущих Карл I – рассорился с парламентом, проиграл гражданскую войну, оставил голову на плахе.
А в то же время… третье поколение потомков Филиппа Красивого французскую корону утратило; одиннадцатое в лице Генриха Наваррского – вернуло. Тринадцатым французским потомком Филиппа был Людовик XIV ‒ пасторальный пример грамотного культа личности, король-Солнце, обласканный фортуной и боготворимый подданными.
Глупо было бы предполагать, что после тринадцатого колена потомство Филиппа совсем вымерло. Людовик XVI и Мария-Антуанетта – оба восемнадцатое колено. Низложены и казнены. Императрица Александра Федоровна, урожденная Алиса Гессен-Дармштадтская и ее дети – двадцать второе и двадцать третье колено – расстреляны стихийным революционным трибуналом…
Если вам нравятся мои истории, будьте зайками, поддержите рублём ❤️
Пусть вас не остановит небольшой размер помощи, для меня приятен каждый перевод, даже 100 ₽ мотивируют писать дальше, писать для вас!
Карта Сбербанка: 4276 7218 9884 2844.
Все истории можно прочитать в: