Найти тему

Alice In Chains "Rainier Fog": Сырой порох

Подбирая хвосты с прошлого года в плане заметных фильмов и музыкальных релизов, умудрился лишь под самый Новый год вспомнить о том, что, оказывается, в 2018-м успели выйти две пластинки от очень уважаемых в жанрах гранжа и хард-рока команд. Так что новогодняя суматоха у меня прошла в атмосфере немного отчуждённых, мрачноватых и тяжёлых мелодий, окутывавших прогулку по городской площади, полную праздничного безумия счастливой пьяной молодёжи. И даже фейерверки и бой курантов звучали в такт тягостно сладостным голосам Уильяма Дюваля и Джеффа Гутта, да и в речи президента проглядывали какие-то типичные для гранжа 90-х безысходность и тоска.

Разумеется, продлился весь этот макабр до первого глотка шампанского и обнимашек с лучшими друзьями. =) А уже потом, на свежую голову удалось оформить полноценные впечатления - чем и хочу поделиться с вами.

-2

Пока что расскажу о той работе, которую удалось как следует расслушать первой. О Alice In Chains: некие общие размышления обо всём их творческом пути и конкретно о последнем альбоме Rainier Fog. "Алиса" - не моя любимая группа в этом стиле, но определённо одна из самых узнаваемых и характерных. У них, по крайней мере до ухода из жизни первого вокалиста Лейна Стэйли, был какой-то идеальный баланс минора и мажора, драйва и размеренности. Классическое трио альбомов Facelift-Dirt-Alice In Chains не зря считается таковым - в нём (особенно на Dirt) выражена ключевая для группы композиторская идея. Тяжёлые, тягучие, "зыбучие" риффы от гитариста Джерри Кантрелла с протяжными болезненными уколами классических соляков и общая вязкая и разряженная атмосфера, в которую расслабленно вползает, точно сытый удолбанный удав, однотонный и размытый вокал Стэйли. Настроение создавалось специфическое - с одной стороны действительно хотелось вникать в музыку, скользить по мелодиям, наслаждаясь этим медленным падением в абсолютно беспросветный погреб, полный жутких ползучих гадов, но при этом по-настоящему долго наслаждаться не получалось. Слишком уж монолитно серым и однообразным был материал.

А потом Стэйли скончался от передоза, Кантрелл надолго забросил группу и собрал её заново спустя много лет с новым вокалистом и примерно теми же мыслями: "Немного металла, немного альтернативы - и вот мы возродим гранж" И вот мы имеем альбомы "Black Gives Way To Blue" (офигенно красивое название, кстати!), "The Devil Put Dinosaurs Here" и вот как раз прошлогодний "Rainier Fog". Так что можно говорить о своеобразной новой трилогии... которой при всех стремлениях и громких заявлений Кантрелла никак не стать новой вехой и истинным возвращением к корням.

-3

Дюваль изо всех сил старается звучать как Лейн, вымучивая тягостное настроение из достаточно светлых и тёплых мелодий, гитарист всё ещё выжимает добротные качёвые темы, ритм-секция исправно выстукивает в тему, но - это абсолютно мёртворождённое дитя, которое уже в третий раз пытаются реанимировать. Музыка не насыщенно тёмная и оплетающая чёрными щупальцами меланхолии, а скорее просто серая и скучная, как нагромождение безликих стен.

Песни проходят одна за другой, каким-то отрывкам ты всё же дружелюбно покачиваешь в такт, какие-то моменты заставляют вспомнить "О, а вот эта штука напоминает Sea of Sorrow, а здесь что-то похожее на Would", но в основном и целом это абсолютно обыденная, форматная и невыразительная отписка, просто музыка, записанная ради того, чтобы записать музыку, лишь бы заявить, что мы, дескать, ещё что-то можем. И, что самое нелепое, Джерри Кантрелл всерьёз считает, что его сочинения до сих пор могут нести в себе, помимо ностальгически-меломанской, какую-то важную социально-политическую ценность, что люди ждут от давно сгнившего жанра каких-то откровений и указаний, как следует жить. Это не грустно, нет. Творец волен как угодно относиться к себе, к своему труду и даже к своей публике. Но чёрт, неужели мало просто записать яркий и живой материал, а не разбрасываться громкими заявлениями о возрождении той самой эпохи?

Итого из всех десяти песен я могу выделить лишь четыре.

Одноимённую Rainier Fog - просто приятная композиция, эдакий дошлифованный до состояния беззлобного радио-хита классический хард рок, без шероховатостей и ярких моментов, зато с запоминающимся припевом и небольшим, но интересным нагнетанием атмосферы в бридже.

Drone - а вот тут уже поинтереснее. Типичный для группы гибрид тяжёлого блюза и альтернативного рока, лениво ползущий, приятно гнусавый вокал, угрюмые и тёмные риффы, отчуждённое нигилистическое настроение. Именно за такие треки в своё время мне и полюбились Элисы - неспешные, с густым солоноватым послевкусием, с умным сочетанием резкий отрывистых скачков и мягкой нездешней акустики.

Never Fade - неплохой стадионный бэнгер, звучащий очень винтажно и пряно за счёт вкусного сочетания бодрого пружинистого рок-н-ролла и протяжного ядовитого вокала в духе старого глэма. Вновь отличный припев с нотками трагизма и уместного пафоса.

All I Am - если альбом не заканчивать продолжительной балладой, никто не поймёт, что альбом закончился. =) На самом деле это одна из лучших композиций на всей пластинке, вызывающая ассоциации с такими же монументальными Over Now и Down In A Hole. Печальная, глубокая и беспросветная, как заброшенный колодец. Здесь голос Дюваля звучит интереснее за счёт внезапной бархатной хрипотцы в припевах, оставаясь таким же холодным и ровным в куплетах. Сама музыка в духе ранних работ группы - подобна затерянному в тёмных водах одинокому плоту под низкими серыми тучами.

Что в итоге? Это обыкновенный, мало чем примечательный альбом классиков жанра, наполненный много раз пережёванными и поблёкшими идеями, не пустышка, не бесполезная трата таланта (который без сомнения присутствует!), но абсолютно необязательный продукт. Порох в пороховницах ещё наверняка остался... да вот только весь отсырел.

Послушать весь альбом можно ниже. Материал предоставлен сервисом Яндекс.Музыка