Dogville. Ларс фон Триер. 2003.
Фильм - открытие. Переворот в сознании... Лично для меня.
Прежде всего сценография. Это нечто! Как будто бы попадаешь не просто во внутренний мир какого то конкретного персонажа, а во внутрь всего города разом. И если человек - это маленькая вселенная, то здесь нам дают увидеть практически всю вселенную целиком. Убрав все "лишнее", оставив только необходимый минимум, автор дает нам возможность сконцентрировать внимание на людях, увидеть их под масками.
Только маски спадут не сразу. Догвиль - это драма в многих актах. Это практически мессианская история. Мессия - героиня Николь Кидман чудесным образом снисходит в захолустный городишко, затерянный в горах. У нее появляется пророк - замечательно, великолепно сыгранный Полом Беттани. Они начинают свой путь вдвоем, по улицам, от дому к дому... раскрывая и пробуждая лучшие черты в жителях Догвиля. И сперва кажется, что это фильм про прекрасных людей, про взаимовыручку и любовь к ближнему.
Но так длится не долго. То ли проделки дьявола, то ли неверие режиссера в человечность, но хватило маленького происшествия, что бы все пошло "как всегда". И здесь я повторно снимаю шляпу перед Ларсом фон Триером и всей съемочной группой в целом. Маленькими штришками, еле уловимыми вибрациями они раскрывают нам совершенно иной мир. И это происходит тягуче, как в замедленном кошмарном сне, когда убегаешь о какого то страха, а ноги как ватные и не двигаются, как будто бы бредешь в глубоком снегу.
И снова кажется будто бы смотришь библейскую притчу. Сколько раз Грэйс "подставит левую щеку", получив удар по правой. Сколько раз она проглотит обиду и улыбнется в ответ обидчику. Я считаю эту роль лучшей в карьере Николь Кидман. Жаль, что она не продолжила съемки в этом триптихе (Триер задумал трилогию, вторая часть - "Мандерлей", третья так и не вышла). Следить за ее игрой в Догвилле - одно сплошное наслаждение. Но, повторюсь, отлично сыграли и все ее партнеры, включая даже детей. Станиславский был бы счастлив. Тем более, что фильм максимально театрален.
Не хочется палить развязку. Она прекрасна в своей логичности и лаконичности. Вот уж поистине, у Триера получилась новая библейская притча! Вот слова из "Нового завета от Триера":
В тебе сидит предубеждение, что никто, никто не может достичь столь высокого уровня нравственности, которого достигла ты. Поэтому ты и оправдываешь других. И очень трудно представить себе большее высокомерие.
Я считаю, разбить эти мерзкие фигурки меньшее зло, чем их создать.
Насильники и убийцы сами жертвы, как ты говоришь. Но я называю их псами, и если они жрут собственную блевотину, то единственный способ остановить их — плеть. Псов можно научить многим полезным вещам, но не в том случае, если ты прощаешь их каждый раз, когда они следуют своим природным склонностям.
И мое любимое: " Оставаться праведным можно и без пения псалмов." Особенно это актуально в контексте нашей сегодняшней российской реальности!
Смотреть фильм не просто. Он полностью выпадает из привычного нам сегодня киноряда, он тягучий, как патока и кажется, что персонажи порой смердят вполне осязаемо... Мизантропам смотреть обязательно!