«…Когда с вами впервые происходит нечто, что выше слов - это значит, что жизнь постучалась в вашу дверь.»
( Ошо. Индийский философ )
Думаю, в жизни каждого художника были интересные истории и приключения. У меня была незабываемая творческая поездка в Индию и Тибет. Все произошло по воле случая. На одной из выставок в Алуште ко мне подошел какой-то смешной человек в шлепанцах, назвался искусствоведом из Дома-музея Н.К.Рериха и приобрел мою картину, сказав что-то о положительной энергетике в работах. Тогда я не обратил на него особого внимания, но каково же было моё удивление, когда через год я получил приглашение в Индию поработать при Доме-музее Рериха в долине Кулу. Открыв визу и вооружившись двумя этюдниками, я полетел в Дели. Багаж был минимальным: краски, кисти, фотоаппарат (мыльница), необходимые вещи и немного денег, которые в дальнейшем мне очень пригодились, хотя я, якобы, ехал на полный пансион.
В Дели меня встретил маленький человек, говорящий с акцентом на русском - фотограф Венцислав Семионов из Софии. Его тоже пригласили в эту экспедицию для создания фотоматериала о Гималаях и Тибете для глянцевых журналов Болгарии.
Все, казалось, начиналось хорошо и слажено.
Собралась разношерстная публика, которая несколько дней суетилась, бегала по Дели, стараясь красиво открыть выставку Н.Рериха в Русском центре. Мне пришлось им помочь, хотя в мои планы это не входило. Через несколько дней все сели в маршрутный автобус и поехали в долину Кулу, в Дом-музей Н.Рериха (сутки езды на бешеной скорости под завывание индийских национальных инструментов).
Долина Кулу – одна из самых красивых в Индии, это снежные вершины Гималаев, плодородные поля и сады, бурлящие потоки вод реки Биас.
В Кулу неожиданно мне сказали, что все собираются в экспедицию на Тибет, но я могу остаться в музее (при музее есть гостиница).
"Да, конечно!" - подумал я. Передо мной открывался великолепный вид на заснеженные вершины Гималаев и я не мог не воспользоваться таким шансом. В Кулу полно магазинов для альпинистов. Быстро купил неплохой рюкзак, куртку и все необходимое для похода. Взяв напрокат (достаточно дорого) джип ,мы двинулись к Гималаям, через п.Манали и оттуда на Тибет через перевал Ротанг (3980м.).
Красота этих мест меня просто потрясла, всю дорогу ехал, открыв рот от удивления. Первая остановка была в п.Кейлонг, туда мы добрались поздно вечером. Подобные поселки буквально напичканы убогими гостиницами для туристов и альпинистов. Следующий день был переломным в моей, казалось бы, экскурсии.
Утром Венцислав поссорился с руководителем группы (с человеком, с которого все начиналось в Алуште) из-за расхождения в религиозных убеждениях и философии Н.Рериха. Венцислава вытурили из машины, сказав, что он имеет средства на обратный путь, и спокойно поехали без него дальше. От такого поведения "пасторов Духовности" я просто обалдел. Как можно оставить в Гималаях человека: одного, без денег, без помощи, знающего о жизни в высокогорье только по книжкам? Я высказался по этому поводу и был следующим. Остановившись в одной маленькой деревушке по пути следования, решил подождать Венцислава. Я понимал, что он, конечно, не повернет назад.
Гималаи были его мечтой, как и моей, и он, конечно, продолжит свой путь вперед! К вечеру я его встретил. Этот момент можно считать отправной точкой моего путешествия. В местном телеграфе (если его можно назвать таковым), с одним телефоном, который надо крутить за ручку, как в "Смольном") увидели приколотые на стене отксерокопированные карты местности. Купив их, мы продолжили путь. Нам никто не мешал, останавливались, где хотели, и занимались своим делом. Венц бегал со своими штативами, а я, собирая огромное количество зевак, писал быстрые этюды. Я чувствовал, что этот материал совершенно уникален, старался впитать в себя все: красоту увиденного, быт и характер людей и отношений. Будет ли когда-нибудь возможность повторить мой путь – большой вопрос. Надо было работать на пределе, и время показало, что я был прав.
Интересный момент: по возвращении из экспедиции мне подарили книгу о Н.Рерихе. Я был очень удивлен, когда обнаружил, что писал те же мотивы, что и Николай Константинович, т.е. сидел прямо на тех же местах в тех же монастырях, где был он.
Так потихоньку через перевалы в горах, заброшенные города, которые по вечерам вводили меня в мистический ужас, мы вошли в город Лех – столицу гималайского княжества Ладакх, бывшую столицу Буддизма. Там мы поселились в одном доме, где жила семья верующих. Интересный уклад, воспитание и дисциплина, которая царила в этой семье, заставляла посмотреть на жизнь с другой стороны.
Вечером того же дня я попросил показать мне Bathroom , чтобы помыться, мне показали на дверь. Мальчик быстро натаскал в ведрах горячую воду, но когда я туда зашел, увидел, что потолка в помещении нет. Пришлось окатывать себя горячей водой, а тем временем на голову падал снег. После я задал вопрос - почему? Мне спокойно ответили, что грязь улетает вверх. Я всегда думал наоборот.
Как-то на улице мы увидели мальчика в шапочке с шариками на пружинках. Он корчил рожицы, шарики смешно прыгали. Перед ним лежала шапка с мелкими монетами. Этим он зарабатывал, бизнес такой. Мы кинули ему пару монет. Потом что-то толкнуло меня спросить: "А мне денег дал бы?" Мальчуган тут же высыпал мне в руки все, что он заработал за день. Мы опять спросили: "Почему?" Мальчик ответил: "Вы же попросили, значит Вам надо!"
В пути нас не переставала удивлять бедность, скромность быта и высокая, как Гималаи, духовность этого народа. Один знакомый художник, побывавший в тех местах, очень точно сказал:
«Я побывал в беднейших странах, там люди зачастую не имели ничего, кроме одежды, которая была на них. Но они всегда улыбались, и у них не было никакой агрессии. Это поразительно, потому что у каждого из нас есть, где жить, есть еда и, почти в каждой семье, есть машина, но мы считаем себя бедными. Видимо, мы не знаем, что такое – настоящая бедность. И что такое – счастье, мы, наверное, тоже не знаем.»
Рассказ длинный разобью его на две части. Продолжение в следующей публикации.