На развитие Северного морского пути в ближайшие пять лет потребуется почти 1 трлн. рублей (905,6 млрд. руб.) – такую цифру приводит Росморречфлот в своем плане-графике реализации федерального проекта «Северный морской путь» (СМП) на 2019-2024 гг. Деньги пойдут на модернизацию базы техобслуживания, создание систем связи, строительство портов и других объектов инфраструктуры. Но главным ключом к освоению Арктики должен стать новый российский ледокольный флот.
Обеспечить 80 млн. тонн грузопотока
Стержневая цель документа – уже к 2024 году обеспечить грузопоток по СМП в 81,9 млн. т (76,7 млн. т из них – вывоз полезных ископаемых), для достижения чего нужно реализовать целый ряд проектов, координируемых разными структурами.
Росморречфлот будет отвечать за строительство многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов, а также терминала СПГ и газового конденсата «Утренний» в Сабетте в рамках проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ - 2». Кроме того, госструктура должна создать глобальную морскую систему связи для СМП при бедствии и модернизировать базу техобслуживания флота Морспасслужбы. Все это обойдется в 226,5 млрд. руб., из которых 40,5 млрд. должны быть профинансировано из внебюджетных источников.
Также план-график предусматривает строительство комплекса по перегрузке СПГ в Мурманской области и на Камчатке (оба – НОВАТЭК), терминала в бухте Север для отгрузки пайяхской нефти («Нефтегазхолдинг»), а также угольного терминала «Чайка» в порту Диксон на 10 млн. тонн («Востокуголь»). Кроме того, в план-график включен проект Северного широтного хода (соединение Северной и Свердловской железных дорог и их выход к СМП) стоимостью 235,9 млрд. руб., из которых на бюджет приходится 12,7 млрд.
Но главную ношу в реализации государственной политики и стратегии развития российской СМП должен взять на себя Росатом. «Нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это грандиозная задача, для решения которой в первую очередь потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям», – считает председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров.
Большая часть ледоколов подлежит списанию…
Сегодня Россия – это безусловный мировой лидер по ледокольному флоту, который насчитывает свыше 30 дизель-электрических и 6 атомных ледоколов. Из них в акватории СМП на конец прошлого года действовало 8 судов: 4 атомных и столько же дизель-электрических. Для сравнения, Канада обладает 17 дизель-электрическими ледоколами, из которых в рабочем состоянии находятся только 4. У Швеции и Финляндии их насчитывается по 7, у Дании – 4, у США – 3, у Норвегии, Китая, Южной Кореи и Германии – по одному. Технологиями строительства атомных ледоколов, которые имеют большую мощность и автономность, не обладает никто, кроме РФ. К тому же многие иностранные судна уже выработали свой ресурс. Впрочем, отечественный флот тоже стремительно устаревает.
«Три из четырех действующих [на СМП] атомохода потребуют вывода из эксплуатации в период с 2020 по 2022 год. Большая часть дизель-электрических ледоколов “Росморпорта” подлежит списанию к 2017-2019 гг.», – говорит В. Штыров. В ближайшую пятилетку Росатом должен продлить ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», а также срок эксплуатации ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения «Имандра» и «Лотта».
Что касается неатомных кораблей, то, кроме сданного в эксплуатацию для нужд ВМФ «Ильи Муромца» (сверхманевренный дизель-электрический ледокол, обладающий принципиально новой энергетической установкой) и заложенного в декабре 2018-го «Евпатия Коловрата», уже в мае «Газпромнефть» должна получить от Выборгского судостроительного завода новенький гражданский ледокол «Обь». «Мы – единственная верфь в России, которая за последние шесть лет сдала пять ледоколов», – говорит начальник отдела маркетинга Никита Ворошилов и добавляет, что портфель заказов завода полон. В планах «Росморпорта» построить еще два дизель-электрических ледокола мощностью 18 МВт и общей стоимостью свыше 14 млрд. руб. для портов Дальнего Востока и Северо-Запада, но будут ли проекты реализованы на практике – пока неясно.
К тому же не всегда обновление флота проходит гладко, о чем свидетельствует история строительства самого мощного дизель-электрического ледокола в мире «Виктор Черномырдин» проектной стоимостью 7,94 млрд. руб. Заложив судно 10 октября 2012 года, его планировали сдать еще в 2015 году, но в итоге он не готов до сих пор. Сроки были сорваны из-за проблем с технической документацией, в надстройке ледокола обнаружили перевес в 2,5 тыс. т, что меняло все параметры его эксплуатации, в первую очередь осадку. Проект переделали, но дата сдачи неоднократно переносилась, последний из них – весна 2019 года.
Даже один «Лидер» решит многие проблемы
Но даже если все дизель-электрические ледоколы будут построены в срок, этого все же мало. Грузопоток по СМП постоянно растет и к 2024 году должен достигнуть цифры в 80 млн. т (9,9 млн. т в 2017 году), и для обеспечения нормального функционирования российской арктической трассы необходимо выходить на качественно другой уровень ледовых проводок. По оценке генерального директора Росатома Алексея Лихачева, до 2030 года для надежной и своевременной навигации по СМП необходимо 10 атомных ледоколов общей стоимостью 0,5 трлн. руб.
В рамках плана-графика Росморречфлота на Росатом возложено строительство трех атомных ледоколов ЛК-60Я (проект 22220): «Арктика», «Сибирь», «Урал», которые заменят советское поколение атомных ледоколов (проект 10520 и проект 10580). Это суда нового типа, обладающие способностью переменной осадки, что дает возможность работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек, с уникальной системой электрического движения (генерирует, накапливает и максимально эффективно расходует электроэнергию).
«Подобной техники в стране ранее не производилось. На серию атомных ледоколов проекта 22220 планировалось ставить системы электродвижения фирм Converteam и электротехнику ABB и Siеmens. Но из-за санкций нам пришлось разрабатывать все самостоятельно», – говорит исполнительный директор Крыловского научного центра Михаил Загородников. В ближайшем будущем российские верфи заложат еще два таких судна. И не только…
«Генеральная концепция заключается в том, что к 2035 году ледокольный флот должен включать 5 универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, 3 ледокола “Лидер”, 4 ледокола на газомоторном топливе мощностью до 40 МВт, 1 ледокол “50 лет Победы”, чей ресурс будет исчерпан к 2039 году», – объясняет начальник управления по развитию СМП и прибрежных территорий Росатома Максим Кулинко.
Наиболее мощный и инновационный ледокол «Лидер» будет стоить 98,6 млрд. руб. при сроке строительства в 7 лет. Корабль обеспечит небывалую проходимость во льдах, прокладывая канал шириной 50 метров для транспортных судов массой свыше 100 тыс. тонн со скоростью 10 узлов, тогда как «обычные ледоколы серии ЛК-60 двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить канал не шире 36 метров», – объясняет гендиректор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков. Судно будет обслуживать наиболее сложный восточный сектор СПГ и значительно повысит скорость, а значит, и коммерческую привлекательность маршрута. «Ситуация такова, что даже один “Лидер” уже решил бы многие проблемы», – говорит кандидат физико-математических наук Виктор Боярский.
Последней составляющей современного арктического флота России должны стать четыре ледокола мощностью 40 МВт на сжиженном природном газе (СПГ). Соглашение о строительстве и эксплуатации таких кораблей на Восточном экономическом форуме подписали НОВАТЭК и Росатом. Близость ресурсной базы и высокая эффективность работы таких кораблей позволит в перспективе заменить ими дизель-электрические ледоколы.
«Мы только выиграем, если переведем судоходство в Арктике на СПГ. Возможно, заводы по сжижению газа появятся по всему СМП. Если очень скромная его часть пойдет на бункеровку, а не на экспорт, то мы решим массу экологических проблем: снизим риск нефтеразливов, выбросы в атмосферу многих загрязняющих веществ и сажи. Даже северный завоз может газифицироваться», – подчеркивает руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF РФ Алексей Книжников.