24 января Госдума в первом чтении приняла законопроект, направленный на борьбу против размещения в СМИ и Интернете ложной информации, которая негативно отражается на общественности и создает для нее угрозу, и неуважительных материалов по отношению к госорганам, обществу и госсимволам.
В случае обнаружения такого рода информации в Интернете, будут незамедлительно приняты меры по ограничению доступа к ресурсу, у которого будут сутки на то, чтобы убрать противозаконную информацию из сети.
Позиция авторов законопроектов
Депутат Ольга Баталина: "Не было и нет законопроекта о неуважении к власти, есть законопроект о защите от оскорблений общества, Конституции и государственных символов.
Авторы поясняют, что в жизни подобное неуважение по закону наказывается как хулиганство, новый закон защитит государство и общество на просторах интернета, где, якобы, они не в силах защитить себя самостоятельно.
Леонид Левин, Глава профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи: "Такой закон [об ответственности за оскорбление госсимволов] необходим, но это должна быть такая норма права, которая будет работать в интересах общества, на оздоровление информационной среды и не ограничивать свободу граждан на выражение мнений, обоснованную критику власти и свободу распространения информации".
Павел Крашенинников объяснил своевременность обсуждаемых проектов на примере: после взрыва в Магнитогорске 31 декабря 2018 года в сети размещается большой объем информации о том, что это теракт. По его словам, это лишь запугивание граждан и таких явлений происходить не должно.
Мнение общественности
Минкомсвязь и Минюст не оценили идеи проектов, как и Екатерина Артамонова, начальник правового управления Генпрокуратуры. По ее словам, без специального проведения лингвистической экспертизы материалы такого рода не выявить, к тому же не все формулировки проектов достаточно четкие.
У Сергея Иванова, представителя ЛДПР, иной взгляд на эти законопроекты. Он выразил сомнение в истинной причине их обсуждения, по его мнению, эти законопроект – лишь способ скрыть от общественности значимую информацию.
На сегодняшний день законопроекты недостаточно проработаны, поэтому вызывают массу вопросов: нет ясной информации о критериях выявления и оценки материалов.
Алексей Головченко, Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия», отмечает:
«Сейчас ясно только одно: критика власти будет преследоваться по закону и незамедлительно пресекаться. Власть хочет ввести прямую цензуру на любое негативное мнение в свой адрес.
Коррупциогенный фактор на лицо. Скоро о взяточничестве нельзя будет говорить во всеуслышание и порицать. Мы будем в праве только хвалить власть и наблюдать коррупцию и беспредел чиновников, которые еще больше осмелеют и будут заниматься вымогательством еще активнее.
Оппозиционное мнение так же пострадает и станет незаконным. Что неудивительно, поскольку оно так же совершенно невыгодно власти.
Очевидно, правительство делает все, чтобы подавить любое противодействие своей политике. Оно добивается безропотного соглашения и одобрения со стороны общественности».
Законопроекты будут дорабатываться ко второму чтение. Время покажет, каким образом новые поправки прояснят ситуацию.