ЦБ наконец-то признал, что идея «черных списков» для предпринимателей оказалась провальной. Своевременно, с учетом того, сколько предпринимателей пострадало от необъективного попадания в эти списки – для многих это стало началом конца и скоропостижной смертью бизнеса.
Изо дня в день бизнес подвергался неправомерному притеснению со стороны банков, которые по любому поводу подозревали предпринимателей в преступном отмывании денег и, не разбираясь, заносили их в «черный список».
При этом автоматически блокировались банковские счета бизнеса вместе с денежными средствами на них, и никого не волновало, что у компаний свои деловые отношения, и средства на счетах могут быть предназначены для срочных платежей.
В результате предприниматели оказывались в долгах, теряли контрагентов, вынуждены были простаивать очереди в отделениях ФНС. Миллиарды рублей были потеряны на прямых и косвенных убытках.
«Черные списки» стали для банков рычагом давления на бизнес: они успешно вымогали деньги у предпринимателей, а ЦБ закрывал на это глаза. Таким образом, бизнес стал невольной жертвой алчности банковской системы.
Но власти только сейчас заметили, что «черные списки» выполняют совсем не ту функцию, которая на них возлагалась. Они должны были бороться с отмыванием денег, а не душить бизнес стальной хваткой. Или нет? Может, мы чего-то не знаем, и остается только догадываться?
Так или иначе, ЦБ решил реабилитироваться в глазах бизнеса и попытаться исправить положение, зампред Банка России Дмитрий Скобелкин даже заговорил о гражданско-правовой ответственности для банков, которые отказывают предпринимателям, занесенным в «черные списки». Сами списки планируется сократить в два с лишним раза.
Малый и средний бизнес в России переживает трудные времена. Сложно предугадать, какие перемены ожидают предпринимателей. Остается только пожелать терпения и сил и возможностей пережить новые идеи нашего государства.