Дети в процессе взросления встречаются с многообразием непонятных им вещей. Из-за нынешней тенденции возрастания сложности этих вещей им становится все труднее познавать мир. Дети переходят в непознаваемый мир. Специалисты из Школы Интеллекта подробно и на примерах расскажут вам о непознаваемом детском мире.
Введем такое понятие, как «непознаваемый мир» (непостижимый, недоступный познанию). Ребенок, рождаясь, попадает в объективно непознаваемый для него мир. Душа и разум его – чистая доска, которые со временем заполняются чувствами и субъективными знаниями.
В самом начале жизни, ребенок встречается с большим многообразием предметов, устройство которых ему не понятны. Если устройство предмета скрыто или сложно познаваемо у ребенка не получается правильно интерпретировать чувственную информацию о нем.
Например, спросив у ребенка «Чем посудомоечная машина моет посуду?», вполне ожидаемо после раздумий получить ответ: «шумом». Со своей стороны ребенок прав. Он собрал знания, полученные из чувственного опыта, воедино: грязная посуда грузится в машинку, она шумит, потом из нее вынимается чистая и сухая посуда. Процедура мытья и сушки посуды полностью скрыта от его глаз – лежит за пределами его «познаваемого мира».
Когда предметы были просты, мир был познаваем для детей. Они смотрели на бытовые вещи и со временем понимали их объективное значение. Родители совершали определенные действия на глазах у детей. Дети, в свою очередь, наблюдали и в конечном итоге понимали цель этих действий.
Перейдем к примерам:
Телефон
Раньше телефоны были только проводные (да-да, они и сейчас есть, но они доживают свой век). Дети представляли как голос собеседника по проводам доходит до их ушей, также и в обратную сторону. Да, они не представляли как это работает, но они понимали: обрежешь провод – сломаешь телефон.
Теперь телефоны мобильные. Откуда «приходит» и куда «уходит» голос не понятно. С их появлением, нынешнему поколению детей сложно донести, что сквозь воздух проходят волны, которые «передают» голоса. Можно попробовать, но ребенок может просто этого не понять.
Телевизор
Все мы помним старые (сейчас принято называть, «бабушкины») огромные телевизоры, основанные на электронно-лучевой трубке. Экран был небольшим, и показывали не так много каналов, как сейчас. Ребенок того времени вероятно думал, что человечки прячутся внутри телевизора и переодеваясь показывают разные передачи. Бывали случаи, когда дети пытались найти этих человечков, разбирая при этом телевизоры. И все же, если правильно объяснить, дети могли понять, что картинка показывается благодаря «специального фонарика» находящегося за экраном.
С нынешними «плазмами» человечкам негде прятаться, а разных человечков на экране стало больше. Для ребенка его устройство становится полностью непознаваемым
Деньги
В прошлом родители работали, чтобы заработать деньги (бумажки которые можно потрогать, посчитать). Дети наблюдали как родители в магазине отдавали деньги кассиру, а взамен получали продукты. Все предельно просто.
Теперь есть пластиковые карты. Родители все также ходят на работу, чтобы заработать деньги, но ничего вещественного оттуда не приносят (деньги приходят на карту невидимо для ребенка). У детей появляются мысли:«Зачем тогда теперь родители ходят на работу? Может быть они там развлекаются? А потом еще жалуются, что устали.»
В магазине родители теперь прикладывают пластиковую карту к какой-то штуке, напоминающей калькулятор. При этом жалуются: «Как же все подорожало». Ребенок недоумевает зачем они так говорят, если у них есть пластиковая штука, которая всегда при них. Также возникают мысли «Если у родителей есть такая карточка, то можно просить все что угодно».
Памперсы
Раньше не было памперсов. Ребенок, совершив «нужду», чувствовал возникновение дискомфорта. Хорошая мама быстро замечала это и делала так, что все становилось хорошо. Ребенок понимал, что сделал «мокро» и как именно это сделал. Также понимал зачем мама меняет пеленки. Хоть по лицу ребенка и не скажешь, но он предугадывал действия в таких случаях. Ум ребенка развивался.
С появлением памперсов попка всегда остается сухой и чистой. Ребенок недоумевает зачем ему это. Действия мамы становятся непознаваемыми и ум не развивается. Также ребенок не осваивает простейшие представления: мокро — сухо, грязно — чисто, холодно – тепло.
Речь идет не только о чувственной интерпретации ребенка и его умственном развитии. Из первичного опыта приятного – неприятного рождается этика (неприятно – плохо, приятно — хорошо), в последствии развиваясь в более тонких вещах и отношениях. Из представления о плохих и хороших запахах рождается эстетика. Ребенок развивается, пытаясь избегать плохого: сдерживает позывы и ждет пока мама достанет горшок.
Список таких объектов и ситуаций можно продолжать очень долго, но думаю даже из приведенных выше примеров можно сделать вывод:
В «непознаваемом мире» обычный ребенок не может правильно интерпретировать свой чувственный опыт и эффективно развиваться. Задача родителей – следить и в случае необходимости объяснять детям природу вещей – закладывать фундамент благополучного развития ребенка.
Задумывающиеся о чувствах детей,
сотрудники Школы Интеллекта 7-17.ru