«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота...» А. Барто. А если неохота? Давайте разбираться. Мы тратим кучу времени, денег, сил, чтобы дать возможность дополнительного образования и развития нашему ребенку. А он, как так, он не хочет на них ходить и не говорит почему, похоже сам не знает причин, не нравится, неохота. Вроде бы на занятиях все хорошо: лепит, рисует, бегает за мячом..., но без блеска, как говорится, в глазах. Или еще хуже, ревет, отказывается идти, не слушает преподавателя, не делает задание.... Но мы же выбрали, возим, платим, пребываем в полной уверенности о целесообразности, необходимости, увлекательности. И, кстати, мы все детство ходили в музыкалку, и он пусть ходит. Или так: вот если бы у меня была такая возможность, я бы был счастлив в детстве, а сейчас бы такоооое умел!
Тут два пути. Первый самый простой: не хочет-не надо. Не водить, да и все! Если так, можно дальше не читать. А я немножко позавидую таким решительным людям, но продолжу свои рассуждения. Далее мои мысли о причинах, мнения педагогов и мой опыт.
Общепринятое тезис - заниматься надо тем, что увлекает, тем, что нравится, тем, к чему сам ребенок стремится, а главное тем, в чем талант. Ага, скажите талант, талант- это хорошо. Все читали про Ковалевскую, Кабаеву, Моцарта- талант проснулся и очевиден, ребенок с ранних лет с утра до ночи готов заниматься любимым делом, а главное, у него получается так, как взрослым не снилось, и, вообще, это не малыш, а диво-дивное. Увы, это не наш случай. Мы рисуем, вполне сносно, иногда, пару раз в год, даже на выставку работу забирают. А соседская девочка, завсегдатай выставок, и рисовать начала сама в 2 года и со школы к мольберту бежит. Ясно-понятно с соседкой, а у нас нытье: не поеду, не хочу... С футболом то же самое: не поеду. В игры-то с удовольствием поиграет равлекательно-спортивные, а голы забивать- это как получится, без особого рвения. Тем временем родители уж голос сорвали болея, особенно папы... Ну его, футбол? А как же польза для здоровья, физическая сила? Музыка, велоспорт, биатлон, гимнастика, театр, танцы.... Проходили, знакомо?
Мнение тренеров сурово. Большинство спортсменов скажут — надо заставлять. Тренер по плаванью ответил: если родители хотят, то научится плавать. По поводу плаванья не поспоришь, в бассейне хочешь -не хочешь, а забарахтаешься, как отпустят без спасательных средств. Спрашивала у взрослых биатлонистов. Вот их сильно заставляли родители, за что нынешние чемпионы им благодарны. Ведь не было бы медалей и званий, если бы не твердая рука родителей. А на гимнастике говорили: главное не бросать, все будет. Со спортом нужна воля, понятно.
Мнение психолога безаппеляционно. Есть причина - и это Вы. Посмотрите на себя, ребенок Вас копирует. Не водите, отстаньте от ребенка, а вот к нам приводите обязательно на занятия по коммуникации. Я-то хожу на взрослые занятия пару раз в неделю и не ною, да и папа спортом занимается почти каждый день. Ох, если бы дети вправду копировали поведение родителей, было бы легче.
Перейдем к причинам. Я бы выделила несколько: фактор преподавателя, форма и продолжительность занятия, одногруппники, подходит-ли оно по возрасту и темпераменту, а также наличие очередного кризиса н-лет, когда просто спорим обо всем.
Нередко у одного воспитателя бардак и беготня на уроке, а у другого тишина и идилия, заинтересованные глазки и ощутимый результат. Бывает дерутся, толкаются, орут одногруппники, а спокойному ребенку может это не понравится. Все эти причины на поверхности. Надо обязательно посетить само занятие. Не пускают - плохой знак. Хорошему преподавателю не жалко, ему не мешает родитель, сидящий в уголочке, не пустить не имеет права. Отказывались пускать всего несколько раз. Становилось понятно почему, когда я все же с боем посетила эти мероприятия. Часть детей никак не участвовала в процессе, педагог, дав задания 5-леткам, просто сидел и ждал, девчонки поссорились до слез. И это происходило при мне! Позже мы нашли курс с таки же названием, но радикально отличающийся по качеству. Наблюдала и гиперактивных мальчишек в группе, с которыми не могла справится педагог, они бегали, орали, кидались красками, отвлекали, правда в следующем году не пришли, стало спокойнее.
Какие я сделала выводы:
1. Посетить занятие взрослому, оно может оказаться действительно не заслуживающим внимания. Хотя вполне себе нормальные занятия, на которых свободно присутствуют родители, могут не нравиться ребенку.
2. Поменять группу и преподавателя, если Вам сильно хочется, чтобы ребенок занимался чем-то конкретным. Может помочь, а может и нет, но попытаться стоит.
3. Потерпеть и заставлять. Считаю, что перед школой важно научится рисовать, и, несмотря на протест, вожу в художку. Записывать на 8-летний курс, конечно же, не буду, доходим год, и все.
4. Заниматься самим дома по возможности. Я люблю, умею делать поделки, училась музыке и английскому - всему этому пытаюсь обучить детей. С музыкой не очень получается, а за поделками отлично проводим время и тренируем усидчивость, воображение и моторику. В футболе не сильна, к сожалению, да и команда нужна, зал, своими силами не получится .
5. Попробовать что-то еще, новое, интересное, а приход в новый коллектив, кстати, развивает коммуникацию.
Пишите в комментариях о своем опыте, буду рада обсудить.