1901 - открылся Елисеевский магазин в Москве.
Сопроводить этот пункт рассказа можно куском моей вчерашней беседы с коллегой:
Среди них, родимых, только образца начала ХХ столетия и стал популярным этот магазин. Его открыл купец Григорий Григорьевич Елисеев. Сначала в Москве, через два года в Санкт-Петербурге.
Магазин ЕЛисеева отличался от остальных роскошными интерьерами, редкими, экзотическими продуктами и большим выбором вин, которые было не найти.
С 1920-х годов получил наименование "Гастроном №1". Хотя всем было, в целом, класть на то, что кто-то там что-то поменял и магазин всё равно называли "Елисеевским". Причём позже его даже в документах стали указывать как "Гастроном №1 "Елисеевский". В советское время он не перестал быть самым известным магазином, с самым необычно широким выбором ассортимента. Например, только там в 1930-е годы можно было добыть ананасы.
Во время войны, поначалу, "Елисеевский" работал по карточкам, как все приличные магазины, но недолго. В октябре 1941-го, когда в городе началась паника (то ли эвакуируют, то ли не эвакуируют, немцы на подступах и вот это вот всё), продукты со складов "Елисеевского" были разобраны местными жителями бесплатно.
Вскоре после этого гастроном закрылся для свободного посещения и до 1944 года работал только в качестве продуктового распределителя для советской верхушки. В 1944 открылся коммерческий отдел (немного магазинов могло этим похвастаться) и среди всеобщей карточной системы именно там можно было разжиться всякими ништяками за наличные деньги. Естественно, по цене крыла от боинга, но людей это не останавливало. Частенько, кстати, туда заходил Александр Вертинский, у него как раз недавно родились дочки Марианна и Настя.
В 1972-м директором магазина назначен Юрий Соколов. Он закупил в Финляндии современное складское оборудование, которое позволяло дольше хранить продукты, а товарооборот за годы его руководства возрос в три раза. Как бы про плюсы - всё. В те же годы г-н Соколов начал толкать редкие и экзотические продукты, такскть, с чёрного входа. Буйным цветом расцвели "взаимовыгодные отношения". Яркий пример - Соколов устраивает ̶д̶и̶к̶и̶й̶ ̶б̶у̶х̶а̶ч̶ корпоративный вечер для сотрудников, на котором выступает, ну, условный Кобзон. Вот условный Кобзон спел про двор, про краски и про опустела без тебя земля и получил за это, вместо мещанских денежных знаков, условный, например, балык или сёмги кусок.
Разумеется, рано или поздно, г-на Соколова должны были схватить за оппу. В стране, где всё общее, кто-то в это время строит БАМ, а кто-то - коммунизм, подобный способ обогащения мог только бесить. Поэтому, конец немного предсказуем.
Надо сказать, Соколову прям сильно не повезло. За оппу его прихватили в конце октября 1982 года и он тогда ещё был уверен, что всё сойдёт ему с рук, ведь подружка Галя Брежнева, и муж её Чурбанов, за него обязательно заступятся, не последние ж люди, недавно у него колбасу брали. Чурбанов был вообще замминистра внутренних дел. И папа у Гали добрый. Только вот папа неимоверно подвёл - взял и умер 10 ноября.
После этой смерти потихоньку начали арестовывать близких к Чурбанову чиновников, выпинывать из министерств Галиных друзей, и ну вы поняли, к чему я. Расстреляли Соколова, в общем. За незаконное обогащение и жизнь не по средствам.
А "Елисеевский" до сих пор живёт. Я там плюшки покупала. Очень вкусные!
1916 - открылось "Кабаре Вольтер", место рождения дадаизма.
Дадаизм был моей любимой частью лекций по всемирной культуре. Я реально восхищаюсь людьми, которые его придумали. Чуваки взяли и сделали искусство из ничего. НО по порядку.
Дадаизм (или дада) - авангардистское течение в искусстве начала ХХ века. Вся его суть - в его названии. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»
Возник дадаизм как ответ бессмысленной жестокости Первой мировой войны. Эта жестокость, подчёркивали дадаисты, обнажила бессмысленность существования вообще.
Вследствие этого дадаисты объявили своими главными врагами рационализм и логику (как главные причины войн), а главной идеей последовательное разрушение любой, какой бы то ни было, эстетики.
Девиз дадаизма - «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность (последние три пункта я бы вынесла в девиз своего блога. Да чего там блога, своей жизни!)
В изобразительном искусстве наиболее распространённой формой творчества дадаистов был коллаж. Да, всё прям просто: взяли лист, нарезали всякое, приклеили, гордимся! Можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.
Самые яркие представители дадаизма - Марсель Дюшан, Поль Элюар (это от которого Гала ушла к Дали), Луи Арагон, Хуго Балль.
Помнится, когда мы на паре проходили дадаизм, я долго не вкуривала в суть. А потом преподаватель (поцелуев вам, кстати, Елена Виллиевна) рассказала про "Фонтан".
Понимаете, это выставочная инсталляция. Называется "Фонтан". Я внезапно, сидя на паре, поняла тщетность своего бытия и ужасную жалость, что это придумала не я. По-моему с того и началось моё переосмысление вообще всего. Да, чувак реально принёс на выставку писсуар и подписал его. Такие дела.