Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия
Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия

Динамичные композиции абстрактных работ Клайна, написанных после середины 40-х годов, часто напоминают характерные шаткие башни угольных рудников, разбросанных по западной Пенсильвании, родине художника.

Башни угольных рудников в округе Скулкилл, Пенсильвания, США (1974-1978 гг.). Фото — Бернд и Хилла Бехер
Башни угольных рудников в округе Скулкилл, Пенсильвания, США (1974-1978 гг.). Фото — Бернд и Хилла Бехер

Клайн широко известен своими черно-белыми холстами, в которых многие усматривают мотивы японской каллиграфии, поскольку Клайн увлекался искусством Востока, и даже собирал японскую ксилографию.

Слева — Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия. Справа — каллиграфический свиток - японские чернила, бумага
Слева — Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия. Справа — каллиграфический свиток - японские чернила, бумага

Сам же художник отвергал подобные сравнения, поскольку его картины не созданы одной лишь черной краской, нанесенной на белый холст: белая краска важна точно так же.

Метод создания картин также отличается от традиционного восточного рисунка чернилами. Да и кроме того: каллиграфия — это письмо. Работы же Клайна — картины, а не письмена.

Слева — Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия. Справа — Рембрандт "Святой Пётр в тюрьме" (1631 г.) - масло, дерево - 59 х 47,8 см. - Израильский музей, Иерусалим, Израиль
Слева — Франц Клайн "Без наз­вания" (1957 г.) - масло, холст - 200 х 158 см. - Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия. Справа — Рембрандт "Святой Пётр в тюрьме" (1631 г.) - масло, дерево - 59 х 47,8 см. - Израильский музей, Иерусалим, Израиль

Его черно-белые творения — это прием "кь­яроскуро", характерный для барочной живописи, в его абстрактной форме.

Кьяроску́ро — (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) в изобразительном искусстве: градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным.
(Википедия)