Торгаш это не профессия, а состояние души. Так что простите меня, те светлые головы, которые помогают клиентам сделать выбор в огромном мире продукции, это не про вас!
Когда-то давно работала в школе. Так получилось, что все мои предки были либо учителями, либо врачами, либо военными. Я с молоком матери впитывала все нюансы педагогической работы, вся малышня, жившая рядом со мной, становилась объектом моего обучения и воспитания. Мне приносило радость - дать возможность человеку узнать новое. Поэтому вопрос -"Куда пойти после школы?", был решен еще в детстве - конечно в педагогический университет!
Я прошла обучение в 3-х школах, это дало мне системный взгляд, возможность сравнения разных педколлективов, мне повезло - в рядах моих учителей не было халявщиков, все действительно любили свою работу и отдавали ей и детям все свое время, силы и душу. Что еще их объединяло? Все эти учителя были либо продолжателями династии, либо жены и дети военных, либо фанатики педагогики, в хорошем смысле этого слова. Случайных людей я не встречала. Бэнчмарка (по- новому) или пример (по-старому) был сформирован.
В 90-е годы начался развал образования. Пошли публикации в прессе о сволочах учителях, в кино, как обычно было принято, образ учителя -конченный придурок, низкий, мелочный, издевающийся над бедным учеником, который ищет себя. Профессию обесценили полностью в прямом смысле слова. Создали образ "никчемного учителя", прихлебателя и лодыря, соответственно - за что же ему платить? Сделали нищенскую зарплату , как следствие, все грамотные и умные люди ушли искать себе лучшей доли.
Остались в школе пенсионеры, ну и кого нигде не брали, кому переучиваться не хотелось, к ним добавились те, кто узрел в профессии учителя не то, что нужно просвещать и воспитывать подрастающее поколение, что это труд, сначала себя самообразовать, потом доверенных тебе детей и этот процесс бесконечен, а что есть множество каникул, летние вообще все 3 месяца можно отдыхать, можно платье сходить "выгулять", можно дать детям контрольную, а самим потрепаться в учительской, можно вообще к урокам не готовиться, а давать им задание "подготовить презентацию" и каждый урок пусть сами себя учат. Я не про те презентации с ценным материалом, которые нашли учащиеся, подготовили в соответствии с критериями и дополнили рассказ учителя, а про те, которыми многие учителя подменяют процесс обучения.
Помню, как в 3-ем классе, у сына появилась новая учительница английского языка. Сын отличник, всегда отличался быстрой сообразительностью, огромной памятью, на каждом уроке всегда активничал, за что ему все время ставили отлично, а тут вдруг неделя без оценок, вторая. Все делает какие-то доклады на разные темы на английском языке. Начала интересоваться у сына, -почему нет оценок? Выяснилось, что учительница каждый урок дает тему, они ее готовят, за урок она успевает опросить только 7-10 человек. На следующий урок так же. Те, кого она не успела на предыдущем уроке опросить, так и остаются не опрошенными, на следующем появляются еще такие же страдальцы, интерес у детей падает, мотивация снижается, сидят на последних партах в телефоне играют - это нормально? Когда основной метод обучения в начальной коле - игра, она зачеты устроила, то что возможно только к 10-11 классам! Зато, основная цель выполнена: время на подготовку к уроку - 0 ч, деньги капнули, красота! А ведь кто любит свой предмет, они с такой любовью подбирают материал, разрабатывают игры, ищут чем заинтересовать детей, у таких учителей все дети с удовольствием работают. Правила оценки у них от настроения не меняются, что тоже нравится, детям, это добавляет психологическую безопасность.
Но вот парадокс, у нас в общей массе таких учителей не ценят! А система "бездарей" настроена к учителю, который "пашет" очень враждебно. Такое отношение приводит к тому, что учителей сложных предметов, таких как математика, физика, информатика становиться все меньше. Многие структуры еще не осознают проблему. Мы в этом году столкнулись с тем, что учителя математики в профильный математический класс не найти. Молодые не идут туда, ведь оплата такая же, как у учителя математики в обычном классе, а сидеть решать задания приходится в десятки раз больше, чтоб не потерять навык и быть на голову выше своих умных учеников, многие из которых приносят вопросы олимпиадных заданий, которые прорешивают самостоятельно. Самый молодой учитель по профилю оказался 57-ми лет в городе. Что будет, когда он уйдет на пенсию, если сейчас не поощрять тех, кто все таки на это решится?
У меня четверо детей, только самый младший еще не был в школе. Опыт остальных говорит о том, что образование, как система разрушена. Цель большинства "учителей" провести не урок, а время на уроке. Кто-то рассказывает про свою личную жизнь, кто-то замучил "необъявленными" контрольными, кто-то придет на 15 мин позже, а уйдет на 15 мин раньше, а время, т.е. урок прошел, деньги на счет капнули. Вторая цель напугать учащихся и их родителей, что они не способны самостоятельно заниматься -"все дебилы"! Третья цель, прямо вытекает из второй - "раз сами не можете, мы вам поможем, но за отдельную плату" все то, что должны были дать и научить в школе, за что уже заплатило государство, такие "учителя-торгаши" продают свои услуги "болванчикам", как они ласково называют тех, кто к ним ходит на репетиторские услуги. Нет, вы не подумайте, все "ученые", никто не будет заниматься со своим учеником, есть бартер, "ты - мне, я - тебе". Короче, все как на рынке. Противно! Поэтому дети и начинают ненавидеть школу, потому, что видят там лентяев, самоутверждающихся за счет беззащитных детей, подавляющих в самом зародыше вопрос учеников к качеству их "образовательных услуг". Я знаю, что есть еще Учителя, воспитывающие и обучающие, но их так мало осталось, в общей массе - это "менеджеры образовательных услуг".
Неужели все так плохо? Если ничего не менять и не противостоять этому, то да! Что же делать?
Конечно противостоять. Если надзорные органы "не видят" - то показывать. Эту ответственность родители должны взять на себя.
1. Если вы видите, что уроки не проводятся, критерии не выдерживаются -начните с похода к завучу, контролирующему данный предмет. Поговорите, без нападок, без угроз. Не надо сразу конфликтовать. Найдите, что уже есть хорошего и что можно еще улучить - ваши предложения. Бывает, что этого уже достаточно.
2. Если пошла волна в обратную сторону, вашего ребенка начинают "пинать", напишите письмо администрации в 2х экземплярах с описанием ситуации и с вашими требованиями по улучшению. Один отдайте в канцелярию, другой с пометкой сохраните у себя.
3. Если и после этого улучшения не начинаются, то формируем группу поддержки из родителей, которые тоже за улучшение процесса образования, пишем в Управление образования описываем ситуацию первичную, прикладываете скан первого письма, ответ или указываете, что вас не удостоили ответом и снова выдвигаете свои требования
4. Это уже крайние меры, но они тоже бывают действенные -подключить прессу, написать в Департамент образования, снова описать ситуацию, приложить все сканы предыдущих писем.
Не надо никогда бояться бороться за своего ребенка, за его здоровье, развитие и образование. Вы имеете полное право решать ваши проблемы на разных уровнях. Не будьте "безмолвными овцами", которых ведут на "закланье". Это будет держать в тонусе "нерадивых" учителей, профессионалы и так все делают системно, их дети любят, даже если они строги, но заранее выставленные критерии, готовность учителя создать ситуацию успеха для ребенка, любовь к предмету нивелируют возможные конфликты.
5. Изучайте документы: Устав школы, должностные обязанности учителя предметника, классного руководителя, половина того что там написано учителями, особенно молодыми, не исполняется. Я помню, как наша классная руководительница назначала собрания в начальной школе в 17-00. Я работала до 18-00 и иногда не могла придти к этому времени, на мою просьбу придти в другой день мне было отказано в грубой форме, дав понять, что учитель меня будет принимать только в строго ею обозначенное время и это только родительские собрания, но я же бывший учитель и помню, что учителям начальной школы оплачивают ставку полностью, а такие предметы как музыка, физическая культура, иностранный, бывает даже ИЗО ведут другие учителя, которым тоже это время оплачивается и в это время, учитель начальной школы обязан работать с учениками по разного рода вопросам и их родителями, которые, например, не смогли придти на собрание или пожелали встретиться с учителем индивидуально. Знание этого вопроса позволило сбить "корону" у немного зарвавшейся учительницы.
Что может сделать государство:
1. Поднять уровень зарплат учителям, до очень хорошего уровня, чтобы профессия учитель была конкурентна с другими и привлекательна для людей высокоорганизованных, развитых, получивших хорошее образование. Как минимум 100 тыс руб в месяц
2. Иметь четкое понимание,- какими личностными характеристиками, профессиональными и специальными навыками должен обладать учитель. Обязательно описать его метапрограммный профиль.
3. Создать конкурс на должность, увеличение зарплаты поможет создать поток кандидатов. Выбрать лучших. Пусть создаются группы ассессмента, а то рабочих подбираем, отсматриваем все ЗУН, а в учителя берут всех, ведь были случаи даже с судимостью долго работали.
4. Актуализировать ДИ, они морально устарели и должны быть доработаны. Создать стандарты, не те бестолковые бумаги, а реально работающие и помогающие. Максимально автоматизировать то, что можно. Пришел молодой учитель в школу, он должен понимать - как ему работать, к кому обращаться за помощью, кто его наставник, где банк знаний с книгами, методиками, ресурсами, что его ждет ? Какая форма оценки? Все это должно быть прописано в форме алгоритма нормальным человеческим языком и не надо тут многотомники разводить с "мертвым чиновьичьим" языком, который нормальный человек воспринять, не то что запомнить не может, одно словоблудие. Причем стандарт должен быть един, как по обеспечению выполнения, так и по контролю выполнения.
5. Создать системы поощрения заслуженных учителей, которые много сделали для развития молодого поколения в своем городе и использовать цифры, а не эмоции - сколько учитель выпустила олимпиадников и каких уровней, сколько 100-бальников, каков процент от поступивших были приняты в престижные вузы страны, мира, а не ворох бумаг к защите категории. Вообще заметила, настоящим профессионалам, которые развивают детей, им некогда разные писульки писать, а вот разные толмуты здоровые, стопки различных бумаженций это у тех, кому не интересен процесс обучения и развития детей, им дети мешают. Перефразирую высказывание старое, но очень подходит для описания мечты многих "училок" (не путать с Учителями) - Как бы хорошо было работать в школах, если бы там еще не было детей! Так что система поощрения тех великих людей, на плечах которых лежит наша государственная безопасность - формирование умных, духовно развитых и воспитанных детей, которые смогут стать ответственными учителями, врачами, даже представьте себе -чиновниками и т.д., должна быть значительной, чтобы они чувствовали, все что они делают - это нужно государству, обществу на самом высоком уровне!
6. Что самое легкое- верните многие зарекомендовавшие себя учебники и методики советского времени, я не говорю про историю и т.д. Весь прогрессивный мир слизал нашу систему науки и образования, а мы ее разрушили....Пора восстанавливать!