Заявление замминистра МВД Игоря Зубова о переброске боевиков ИГИЛ* к Таджикско-Афганской границе, сделанное в конце января, достаточно сильно всколыхнуло общественное мнение.
Паники и истерии на этот счет, конечно, не было, однако экспертное сообщество поспешило отреагировать на столь тревожную информацию, озвученную высокопоставленным силовиком.
Представители либерального лагеря и другие сторонники внешнего управления Россией сразу же обвинили Зубова в алармистских настроениях. Такая реакция вполне ожидаема.
Тем временем ситуация на границе Афганистана и стран Центральной Азии ухудшается год за годом. В июле 2018 года между бойцами пограничной службы Туркменистана и боевиками ИГИЛ произошло вооруженное столкновение. В результате по различным данным погибло от 10 до 20 пограничников Туркменисата.
Концентрация боевиков ИГИЛ в приграничных с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном районах происходит по всей видимости в рамках заключенной между спецслужбами США и руководством «Талибан» сделки. О наличии договоренностей с этой террористической группировкой представители США заявляли официально. Сам вывод войск США из Афганистана является частью этой сделки. Одновременно с этим из зоны интересов «Талибан», США выводит все подконтрольные им НВФ, одним из которых и является ИГИЛ.
В результате вдоль северных границ Афганистана формируется своего рода линия фронта, в которой концентрируются боевики ИГИЛ и других незаконных формирований, прибывающие из Сирии, Ирака и различных провинций Афганистана.
Таким образом под ударом оказываются указанные выше центрально-азиатские республики.
Если Таджикистан является членом ОДКБ и имеет на своей территории 201 военную базу ВС России, Узбекистан обладает сильнейшей в регионе армией и в любой может обратиться за поддержкой к Москве, то у Туркменистана дела обстоят куда хуже. Армия этой республики – самая слабая в Центральной Азии, внешнеполитической его позицией провозглашен нейтралитет и, как следствие этого Ашхабад не имеет сильных партнеров, готовых прийти на помощь в случае военной агрессии в его адрес.
Очевидным решением в данной ситуации является – вступление Туркменистана в ОДКБ, к слову экономика республики выиграла бы и от членства в ЕАЭС. Альтернативой присоединения к военным союзам могло бы стать решение о размещении на территории республики российского воинского контингента или военной базы по примеру Киргизии. Боевики ИГИЛ имеют опыт общения с российскими ВКС в Сирии.
Однако, Гурбангулы Бердымухамедов надеется, что позиция нейтралитета остановит головорезов ИГИЛ от зверств на территории республики.
* Организация, запрещенная на территории России