В церкви много предметов, про назначение которых не знают сами священники. Интересная штука, выставленная в Национальном художественном музее Республики Беларусь
Монстранц или остенсорий - в римско-католических церквях род сосуда или ковчега, в котором реликвия, гостия или мощи носятся во время процессий и показываются народу в праздники и торжества. Обычно имеет вид звезды на вертикальной ножке. В середине звезды - круглая или серповидная пустота, заслоненная с обеих сторон стеклами, между которыми и помещается реликвия.
С первого взгляда кажется, что ничего необычного в этом предмете нет. Но давайте посмотрим крупнее.
Обратите внимание, с каким качеством и в каком стиле сделано оформление, фигурка женщины, головы ангелов с крыльями. Красиво, объёмно, с деталями и качественной проработкой.
Наверху мы видим фигуру распятого на кресте Иисуса. Но она сделана совсем иначе, чем фигурка женщины, и головы ангелов. И в целом отличается от общего стиля предмета.
Иисус выглядит гораздо хуже, качество и мастерство изготовления распятия существенно ниже. У него даже руки - просто палки, без утолщений суставов и мышц.
Нет такой детализации, как на фигурке женщины, намечены только грубые контуры тела, да и те неправильных пропорций. Для сравнения я сделал картинку с двумя фигурами.
Как же так? Почему на одном предмете два столь разных стиля? Для ответа давайте посмотрим на основание креста.
Вам уже понятно? Изначально монстранц был изготовлен без креста. Но потом кто-то взял и отломал верхний луч, и вместо него припаял гораздо более топорно изготовленное распятие. Зачем так было делать? Неужели в 18-м веке в мастерских не знали, что на таком предмете надо делать крест с распятым? Иисус Христос является центральной фигурой в религии, а его мученическая смерть на кресте - кульминацией Библии - как изготовитель мог такое пропустить? И почему служители церкви купили такую штуку - сказали бы сразу, что нужно распятие. Тогда сам изготовитель убрал бы один луч и вместо него установил бы сделанное в таком же стиле распятие. Однако получается, что фигурку на кресте приделывал другой мастер, который был и не очень-то мастер.
Получается, изначально предмет был изготовлен с хорошим уровнем мастерства, без Иисуса и распятия. Приделанный же позже Христос сделан грубее и хуже.
Если бы это был единичный случай, то вопросов бы не возникло. Всякое в жизни бывает. Но приделанный позже Христос, и другие доделки встречаются постоянно.
Подписывайтесь, и жмите палец вверх, продолжение будет.
Артём Войтенков