Сейчас многие компании предлагают услугу seo-аудита для интернет-ресурса. В этой статье я хочу поделиться тем, как сделать экспресс-аудит и определить слабые места сайта самостоятельно.
Вам потребуется:
- немного свободного времени и интернет;
- возможность скачать на ПК бесплатные программы, или зарегистрироваться в бесплатных онлайн сервисах;
- чашечка кофе, чая по настроению.
Итак, поехали.
1.Возраст домена и протокол
Начинаем с проверки основных показателей: возраста домена и наличия защищенного протокола.
Возраст домена проверяется через любой Whois сервис, например
При проверке, через www.reg.ru вставляем нужный домен в поисковую строку нажимаем "проверить" и получаем сводку общедоступной статистики по домену, в том числе и его возраст.
Чем старше возраст домена, тем выше доверие у ПС к ресурсу, молодые сайты сложнее продвигать по высокочастотным запросам.
Не критично если домен молодой, но и не следует ждать от него быстрых результатов в seo.
Также через сервис Whois можно проверять актуальность домена, чтоб не забыть продлить на следующий период.
Проверить наличие защищенного протокола можно в адресной строке. Например, при клике на значок “щита”, "замка" и т.д. в Firefox и Chrome появится нужная информации.
Чем грозит незащищенный протокол?
Яндекс рекомендует использовать протокол HTTPS, чтобы повысить уровень безопасности сайта и доверия со стороны пользователей, а также поисковой системы. Браузер Google Chrome отмечает сайты без http надписью “Не защищено”.
Протокол HTTPS позволяет снизить риск перехвата персональных данных пользователей и передачи этой информации третьим лицам (логины, пароли, номера банковских карт и т. д.), а также подмены информации на самом сайте (например, подмены вашей рекламы на рекламу злоумышленника).
Есть предположение, что сайт без https будет ранжироваться хуже, чем аналогичные сайты с защищенными протоколами, особенно, если есть онлайн оплата, либо пользователи оставляют свои персональные данные.
А еще защищенный сертификат будет способствовать доверию пользователей и соответственно может положительно сказаться на поведенческих факторах
2. Редиректы и дубли главной
Страницы считаются дублями, если они доступны по разным адресам, но имеют одинаковое содержимое. В этом случае робот объединяет их в группу дублей. В поисковую выдачу войдет только одна из этих страниц.
Для упрощения индексирования с дублей настраиваются редиректы (перенаправления), либо они закрываются от индексации, чтоб поисковому роботу на пришлось лишний раз индексировать одинаковые страницы.
Что такое редирект (redirect). Редирект — это автоматическая переадресация пользователей с одного URL-адреса на другой.
Настройка основных редиректов на дубли главной страницы проверяются через любой сервис проверки ответа сервера, например, я использую bertal.ru.
Проверяем перенаправления:
- С www на страницы без www, либо наоборот. Один из вариантов должен отдавать код ответа 200, а второй 301
Например, если мы введем в поле URL http://www.alfaclimat71., то можно обратить внимание, что идет перенаправление на http://alfaclimat71.ru/ и в сервисе появляется статус HTTP/1.1 301 Moved Permanently
- По аналогии проверяем перенаправление со страниц с слешем на конце на страницы без слеша (/) , или наоборот. Можно взять любые 2 существующие страницы сайта. Один из вариантов должен отдавать код ответа 200, а второй 301
например, можно проверить http://alfaclimat71.ru/services/kholodilnoe_oborudovanie/ и http://alfaclimat71.ru/services/kholodilnoe_oborudovanie
- По примеру с www проверяем http и https - один из вариантов должен быть с 301м кодом.
Если во всех, либо в каком-то из вышеперечисленных пунктов оба варианта имеют код код 200, то это недочет, который нужно устранить.
Если страницы http://site.ru/index.html и/или http://site.ru/index.php отдают код 200 и открываются как главная - это тоже ошибка.
3. Дубли мета-тегов и контента
Помимо дублей главной страницы проверяют сайт на дубли мета-тегов и дубли контента.
title и description - это популярные мета-теги, в которых владелец сайта передает поисковым системам подробную информацию о контенте на каждой странице сайта.
Дубли мета-тегов можно проверить, любой бесплатной, или платной программой -парсером, например, Seo Screaming Frog, или SEOTO.ME, они показывают количество пустых страниц, дубликаты, и тд.
Например, в Seo Screaming Frog нужно выбрать поле необходимого тега (обычно проверяются title и description) и выбрать в выпадающем списке пункт duplicate
Для выявления дублей контента можно использоваться поиском по сайту, скопировав небольшой фрагмент текста и вставив в поиск.
Поиск по сайту проще всего выполнять командой
site:yousite.ru поисковый запрос
Где, yousite.ru - адрес вашего сайта, поисковый запрос - запрос, или отрывок текста, который вы ищите.
В результатах поиска не должно быть полностью одинаковых фрагментов текста, страницы с одинаковым текстом могут вызвать проблемы в индексировании.
4. Ошибка 404
Для того, чтоб сообщить пользователю о том, что страницы нет - на сайтах, при заходе на несуществующий url-адрес, пользователю показывается страница с индивидуальным дизайном.
Настройку страницы 404й ошибки можно также проверить, через bertal, например, подставив после любого урл-адреса проверяемого сайта любой набор символов http://alfaclimat71.ru/grdrgdsg и вставив получившееся в поле url
Корректным ответом сервера для страницы 404й ошибки будет HTTP/1.1 404 Not Found.
Но кроме кода ответа сервера важно не отпугнуть пользователя внешним видом этой страницы, поэтому нужно соответствующее наполнение, чаще всего используется стандартный дизайн в стиле сайта (меню, сообщение об ошибке и ссылка на главную), но приветствуются и креативные подходы.
Ни в коем случае страница ошибки не должна выглядеть так!
5. Битые ссылки
Битые ссылки - это ссылки на вашем ресурсе ведущие на несуществующие страницы или элементы: картинки, скрипты, файлы.
При корректной оптимизации сайта битых ссылок не должно быть - они препятствуют индексации, заставляя поискового робота проходить по несуществующим страницам
Для проверки можно использовать десктопные программы, например
- Screaming Frog SEO Spider
- Netpeak Spider
- Xenu’s Link Sleuth
Сервисы вебмастеров, правда данные сервисы показывают только проиндексированные страницы
- Google Search Console
- Яндекс вебмастер
Некоторые онлайн сервисы, например
- seoto.me;
- serpstat.com
Посмотрим на примере программы Screaming Frog SEO Spider.
Нужно выбрать блок Response Codes и в выпадающем меню - Client Error (4xx)
6. Проверка индексации
Индексация страниц сайта - добавление страниц в базу данных поисковика.
Для экспресс аудита проверяем основные инструменты индексации, файл robots.txt с правилами и файл sitemap.xml - специальную карту сайта для поисковиков, в которой указаны:
- Lastmod - дата последнего изменения страницы (если дата долгое время не будет меняться, то роботу поисковой системы нет смысла заходить на сайт
- Priority - приоритеты страницы (чем выше приоритет, тем чаще поисковый робот будет заходить на страницу, наиболее высокие приоритеты должны иметь главная и продвигаемые страницы, страницы основных разделов)
- Changefreq - частота обновления страницы (ежедневно, еженедельно, каждый месяц)
Пример xml карты сайты. Отсутствуют приоритеты и частота обновления
При проверке обращаем внимание на актуальный Lastmod , а так же наличие высоких приоритетов (Priority) для главной и важных страниц и Changefreq.
Вбив в браузерную строку http://alfaclimat71.ru/robots.txt и получаем файл примерного такого вида:
Главное на что нужно обратить внимание:
- сайт не закрыт от индексации - нет правила: “Disallow: /”
- указана ссылка на карту сайта sitemap.xml
- есть правила для основных поисковых роботов (поле User-Agent): Googlebot, Yandex, либо User-Agent: *
Дополнительно проверяем файл на ошибки через сервис сервис Яндекс.Вебмастера (авторизация не требуется) https://webmaster.yandex.ru/tools/robotstxt/
в поле Проверяемый сайт вставляем адрес сайта, нажимаем на стрелочку “загрузить” и следом “проверить”. Сервис выдаст количество ошибок.
Далее необходимо проверить закрыты ли от индексации служебные страницы, если таковые имеются на сайте, например
- корзина
- страницы фильтраций и сортировок
- страница личного кабинета, регистрации, авторизации
- страница результатов поиска
Проверяем их опять через Вебмастер. Собираем список из всех типов страниц и вставляем в поле “Разрешены ли URL?”. После нажатия на “проверить” получим результат (зеленая галочка - разрешены, красный текст - запрещены). Страницы должны быть запрещены к индексации, иначе ошибка.
7. Уникальность текстов и проверка контента
Для экспресс аудита не обязательно проверять все тексты на уникальность, достаточно взять:
- текст на главной странице
- несколько текстов на внутренних страницах
- несколько текстов на карточках товаров
- несколько текстов новостей и/или статей
Если будут найдены ошибки - то сайт уже имеет проблемы с контентом.
Помимо уникальности можно проверить как оформлен текст:
- используются ли заголовки h1-h6
- добавлены ли списки
- есть ли в текстах и статьях картинки и другие медиа-материалы
- разделен ли текст на абзацы и насколько легко воспринимается информация
- нет ли частого повторения ключевых слов, основное слово, например, “плитка” заменено местоимениями и синонимами.
- нет сложных неестественных конструкций вписанных в текст, например, “купить цена кондиционер Тула недорого”.
- какая цель у текста на странице и помогает ли он ее достичь. (например, текст на странице интернет магазина, посвященный продаже плитки, имеет цель ознакомить пользователя с товаром и не должен рассказывать историю возникновения плитки, давать ее определение, как стройматериала).
О найденных проблемах следует указать в аудите
8. Код, скорость загрузки, ответ сервера
Тут тоже достаточно проверить несколько типов страниц:
- главную
- каталог/разводящую
- карточку
- новость/статью
Скорость загрузки можно проверить через сервис pagespeed insights https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/
Подставляем урл-адрес и нажимаем “анализировать”
Сервис выдает оценку скорости и сразу предоставляет список необходимых доработок. Если оценка до 80, то сайту есть что улучшать выше 80, обычно означает, что у сайта хорошая скорость загрузки.
Проверка осуществляется как для мобильной, так и для десктопной версии
Проверить код сайта на ошибки можно через сервис https://validator.w3.org/
В идеале не должно быть красных ошибок error, предупреждения warning допускаются и не считаются серьезной проблемой.
Ответ сервера можно проверить через Яндекс вебмастер по ссылке https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/
Нормальное время ответа сервера до 500 мс, все что выше можно оптимизировать, а критичным будет являться ответ более 1000 мс.
9. Ссылки
Для аудита важно проверить есть ли у сайта внешние ссылки и насколько они будут эффективны для продвижения. Для экспресс аудита вполне хватит одного из следующих бесплатных инструментов:
Пример проверки через Megaindex
Этот инструмент позволяет помимо количества ссылок проверить их на естественность (шкала org), если их больше 70%, то проблемы нет
Можно проверить динамику роста ссылок по графику - не должно быть резких спадов и подъемов. График ссылок должен иметь плавный рост
на примере видно резкий рост и спад ссылок в сентябре 2018 года и последующее отсутствие положительной динамики - можно сделать вывод, что сайт нуждается в корректировке ссылочной стратегии.
Для понимая какая ссылочная масса должна быть у сайта нужно сравнить количество ссылок с 2-3 конкурентами из ТОП10 по целевым ключевым фразам, например, для http://alfaclimat71.ru/ это будет фраза “кондиционеры в туле”
У конкурентов ссылочная масса выше, что подтверждает необходимость корректировки ссылочного профиля для проверяемого сайта http://alfaclimat71.ru/
10. Визуальная проверка на юзабилити
Нужно проверить легко ли воспринимается информация с сайта, удобно ли им пользоваться, можно ли сделать заказ и совершить покупку.
Можно опираться на свою интуицию, можно сравнивать сайт с конкурентам, ниже приведу некоторые пункты по которым можно провести проверку:
- Сайт должен быть оптимизирован под мобильные устройства. Проверять можно, как и вручную, через свой смартфон, так и через сервисы, например, Mobile friendly ;
Должен быть заметный логотип в левом углу страницы или по центру шапки сайта;
- Сайт должен быть выдержан в единой стилистике и цветовой гамме;
- Не должно быть “вырвиглазных” текстов и элементов;
- Должен использоваться один шрифт;
- Должно быть меню с основными разделами (О компании, каталог, услуги, контакты), все ссылки в нем должны быть рабочими;
- Должна присутствовать возможность связаться с владельцем сайта, сделать заказ онлайн (кнопка обратный звонок, форма обратной связи, онлайн-чат); весь функционал должен быть рабочим - заявки и заказы - уходить владельцу сайта, сообщения - отправляться;
- Контактные данные должны быть легко доступны, например, в шапке и футере расположен адрес и телефон;
- Большие тексты в разделах описания услуг, или блога разбавлены картинками, таблицами, видео и другими интерактивными элементами;
- Указано время работы организации;
- Указаны цены на товары и услуги;
11. Наличие конверсионных элементов и коммерческих факторов
На сайте обязательно должны быть работающие формы обратной связи, кнопки “Заказать обратный звонок”/”Перезвоните мне” и тд.
Желательно наличие онлайн-консультанта, например Jivosite
Должны быть как-минимум:
- Цены, прайс-листы, или хотя бы возможность их запросить (в последнем случае сайт может ранжироваться несколько ниже конкурентов, у которых цена указана).
- Фильтры для интернет-магазинов
- Ассортимент на сайте не должен отличаться от конкурентов
- Должна быть страница доставка и оплата (для сайтов с товарами)
12. Наличие счетчиков
Наличие счетчиков - не влияет на ранжирование, но открывает перед владельцем сайта большой круг возможностей по аналитике и работе с аудиторией сайта.
Наиболее популярные счетчики:
- Яндекс Метрика
- Google Analytics
13. Что делать дальше?
По ходу проверки желательно составлять файл, куда заносить все найденные ошибки и недочеты. После завершения проверки можно разделить найденные ошибки на те, которые можно устранить самостоятельно, например, написать уникальные тексты и заполнить все мета-теги на сайте, добавить картинки. И те, которые может выполнить программист, дизайнер, seo-специалист, копирайтер.
Если нет нужных навыков, а рядом программиста и/или дизайнера - всегда можно обратиться в it-компанию, фриланс-биржу, биржу копирайтинга или к знакомому специалисту и договориться об устранении конкретных недочетов.
Для понимания эффективности от доработок, желательно обратить внимание на текущие показатели трафика на сайт из поисковых систем в Яндекс метрике, обновить позиции, и сравнить с показателями спустя 2-3 недели после доработок.