Найти тему
Seo будни

13 простых шагов экспресс-аудита, или как проверить сайт на оптимизацию

Оглавление

Сейчас многие компании предлагают услугу seo-аудита для интернет-ресурса. В этой статье я хочу поделиться тем, как сделать экспресс-аудит и определить слабые места сайта самостоятельно.

Вам потребуется:

  • немного свободного времени и интернет;
  • возможность скачать на ПК бесплатные программы, или зарегистрироваться в бесплатных онлайн сервисах;
  • чашечка кофе, чая по настроению.
все готово к проведению аудита
все готово к проведению аудита

Итак, поехали.

1.Возраст домена и протокол

Начинаем с проверки основных показателей: возраста домена и наличия защищенного протокола.

Возраст домена проверяется через любой Whois сервис, например

Можно проверять домен сразу через это окно
Можно проверять домен сразу через это окно

При проверке, через www.reg.ru вставляем нужный домен в поисковую строку нажимаем "проверить" и получаем сводку общедоступной статистики по домену, в том числе и его возраст.

скриншот результата проверки через  Whois
скриншот результата проверки через Whois

Чем старше возраст домена, тем выше доверие у ПС к ресурсу, молодые сайты сложнее продвигать по высокочастотным запросам.

Не критично если домен молодой, но и не следует ждать от него быстрых результатов в seo.

Также через сервис Whois можно проверять актуальность домена, чтоб не забыть продлить на следующий период.

Проверить наличие защищенного протокола можно в адресной строке. Например, при клике на значок “щита”, "замка" и т.д. в Firefox и Chrome появится нужная информации.

проверка наличия защищенного протокола в Chrome
проверка наличия защищенного протокола в Chrome

проверка наличия защищенного протокола  в Firefox
проверка наличия защищенного протокола в Firefox

Чем грозит незащищенный протокол?

Яндекс рекомендует использовать протокол HTTPS, чтобы повысить уровень безопасности сайта и доверия со стороны пользователей, а также поисковой системы. Браузер Google Chrome отмечает сайты без http надписью “Не защищено”.

сообщение о незащищенном соединении
сообщение о незащищенном соединении
Протокол HTTPS позволяет снизить риск перехвата персональных данных пользователей и передачи этой информации третьим лицам (логины, пароли, номера банковских карт и т. д.), а также подмены информации на самом сайте (например, подмены вашей рекламы на рекламу злоумышленника).

Есть предположение, что сайт без https будет ранжироваться хуже, чем аналогичные сайты с защищенными протоколами, особенно, если есть онлайн оплата, либо пользователи оставляют свои персональные данные.

А еще защищенный сертификат будет способствовать доверию пользователей и соответственно может положительно сказаться на поведенческих факторах

2. Редиректы и дубли главной

Страницы считаются дублями, если они доступны по разным адресам, но имеют одинаковое содержимое. В этом случае робот объединяет их в группу дублей. В поисковую выдачу войдет только одна из этих страниц.

Для упрощения индексирования с дублей настраиваются редиректы (перенаправления), либо они закрываются от индексации, чтоб поисковому роботу на пришлось лишний раз индексировать одинаковые страницы.

Что такое редирект (redirect). Редиректэто автоматическая переадресация пользователей с одного URL-адреса на другой.

Настройка основных редиректов на дубли главной страницы проверяются через любой сервис проверки ответа сервера, например, я использую bertal.ru.

результат проверки редиректов в bertal.ru
результат проверки редиректов в bertal.ru

Проверяем перенаправления:

  • С www на страницы без www, либо наоборот. Один из вариантов должен отдавать код ответа 200, а второй 301

Например, если мы введем в поле URL http://www.alfaclimat71., то можно обратить внимание, что идет перенаправление на http://alfaclimat71.ru/ и в сервисе появляется статус HTTP/1.1 301 Moved Permanently

проверка редиректов для  http://www.alfaclimat71
проверка редиректов для http://www.alfaclimat71
  • По аналогии проверяем перенаправление со страниц с слешем на конце на страницы без слеша (/) , или наоборот. Можно взять любые 2 существующие страницы сайта. Один из вариантов должен отдавать код ответа 200, а второй 301

например, можно проверить http://alfaclimat71.ru/services/kholodilnoe_oborudovanie/ и http://alfaclimat71.ru/services/kholodilnoe_oborudovanie

 проверяем перенаправление со страниц с слешем на конце на страницы без слеша (/)
проверяем перенаправление со страниц с слешем на конце на страницы без слеша (/)
  • По примеру с www проверяем http и https - один из вариантов должен быть с 301м кодом.
  • Страница http://site.ru/index.php должна перенаправлять на главную, либо иметь ответ сервера 404.
  • Страница http://site.ru/index.html должна перенаправлять на главную, либо иметь ответ сервера 404.

Если во всех, либо в каком-то из вышеперечисленных пунктов оба варианта имеют код код 200, то это недочет, который нужно устранить.

Если страницы http://site.ru/index.html и/или http://site.ru/index.php отдают код 200 и открываются как главная - это тоже ошибка.

3. Дубли мета-тегов и контента

Помимо дублей главной страницы проверяют сайт на дубли мета-тегов и дубли контента.

title и description - это популярные мета-теги, в которых владелец сайта передает поисковым системам подробную информацию о контенте на каждой странице сайта.

Дубли мета-тегов можно проверить, любой бесплатной, или платной программой -парсером, например, Seo Screaming Frog, или SEOTO.ME, они показывают количество пустых страниц, дубликаты, и тд.

Например, в Seo Screaming Frog нужно выбрать поле необходимого тега (обычно проверяются title и description) и выбрать в выпадающем списке пункт duplicate

проверка дублей с помощью программы  Seo Screaming Frog
проверка дублей с помощью программы Seo Screaming Frog

Для выявления дублей контента можно использоваться поиском по сайту, скопировав небольшой фрагмент текста и вставив в поиск.

Поиск по сайту проще всего выполнять командой

site:yousite.ru поисковый запрос

Где, yousite.ru - адрес вашего сайта, поисковый запрос - запрос, или отрывок текста, который вы ищите.

проверка на дубли контента
проверка на дубли контента

В результатах поиска не должно быть полностью одинаковых фрагментов текста, страницы с одинаковым текстом могут вызвать проблемы в индексировании.

4. Ошибка 404

Для того, чтоб сообщить пользователю о том, что страницы нет - на сайтах, при заходе на несуществующий url-адрес, пользователю показывается страница с индивидуальным дизайном.

Настройку страницы 404й ошибки можно также проверить, через bertal, например, подставив после любого урл-адреса проверяемого сайта любой набор символов http://alfaclimat71.ru/grdrgdsg и вставив получившееся в поле url

проверка настройки страницы 404 ошибке через bertal
проверка настройки страницы 404 ошибке через bertal

Корректным ответом сервера для страницы 404й ошибки будет HTTP/1.1 404 Not Found.

Но кроме кода ответа сервера важно не отпугнуть пользователя внешним видом этой страницы, поэтому нужно соответствующее наполнение, чаще всего используется стандартный дизайн в стиле сайта (меню, сообщение об ошибке и ссылка на главную), но приветствуются и креативные подходы.

Ни в коем случае страница ошибки не должна выглядеть так!

пример некорректного оформления 404й страницы
пример некорректного оформления 404й страницы

5. Битые ссылки

Битые ссылки - это ссылки на вашем ресурсе ведущие на несуществующие страницы или элементы: картинки, скрипты, файлы.

При корректной оптимизации сайта битых ссылок не должно быть - они препятствуют индексации, заставляя поискового робота проходить по несуществующим страницам

Для проверки можно использовать десктопные программы, например

  • Screaming Frog SEO Spider
  • Netpeak Spider
  • Xenu’s Link Sleuth

Сервисы вебмастеров, правда данные сервисы показывают только проиндексированные страницы

  • Google Search Console
  • Яндекс вебмастер

Некоторые онлайн сервисы, например

  • seoto.me;
  • serpstat.com

Посмотрим на примере программы Screaming Frog SEO Spider.

Нужно выбрать блок Response Codes и в выпадающем меню - Client Error (4xx)

проверка на битые ссылки
проверка на битые ссылки

6. Проверка индексации

Индексация страниц сайта - добавление страниц в базу данных поисковика.

Для экспресс аудита проверяем основные инструменты индексации, файл robots.txt с правилами и файл sitemap.xml - специальную карту сайта для поисковиков, в которой указаны:

  • Lastmod - дата последнего изменения страницы (если дата долгое время не будет меняться, то роботу поисковой системы нет смысла заходить на сайт
  • Priority - приоритеты страницы (чем выше приоритет, тем чаще поисковый робот будет заходить на страницу, наиболее высокие приоритеты должны иметь главная и продвигаемые страницы, страницы основных разделов)
  • Changefreq - частота обновления страницы (ежедневно, еженедельно, каждый месяц)

Пример xml карты сайты. Отсутствуют приоритеты и частота обновления

пример sitemap.xml
пример sitemap.xml

При проверке обращаем внимание на актуальный Lastmod , а так же наличие высоких приоритетов (Priority) для главной и важных страниц и Changefreq.

Вбив в браузерную строку http://alfaclimat71.ru/robots.txt и получаем файл примерного такого вида:

пример robots.txt
пример robots.txt

Главное на что нужно обратить внимание:

  • сайт не закрыт от индексации - нет правила: “Disallow: /”
  • указана ссылка на карту сайта sitemap.xml
  • есть правила для основных поисковых роботов (поле User-Agent): Googlebot, Yandex, либо User-Agent: *

Дополнительно проверяем файл на ошибки через сервис сервис Яндекс.Вебмастера (авторизация не требуется) https://webmaster.yandex.ru/tools/robotstxt/

в поле Проверяемый сайт вставляем адрес сайта, нажимаем на стрелочку “загрузить” и следом “проверить”. Сервис выдаст количество ошибок.

проверка файла на ошибки через сервис сервис Яндекс.Вебмастера
проверка файла на ошибки через сервис сервис Яндекс.Вебмастера

Далее необходимо проверить закрыты ли от индексации служебные страницы, если таковые имеются на сайте, например

  • корзина
  • страницы фильтраций и сортировок
  • страница личного кабинета, регистрации, авторизации
  • страница результатов поиска

Проверяем их опять через Вебмастер. Собираем список из всех типов страниц и вставляем в поле “Разрешены ли URL?”. После нажатия на “проверить” получим результат (зеленая галочка - разрешены, красный текст - запрещены). Страницы должны быть запрещены к индексации, иначе ошибка.

проверка закрытия служебных страниц от индексации
проверка закрытия служебных страниц от индексации

7. Уникальность текстов и проверка контента

Для экспресс аудита не обязательно проверять все тексты на уникальность, достаточно взять:

  • текст на главной странице
  • несколько текстов на внутренних страницах
  • несколько текстов на карточках товаров
  • несколько текстов новостей и/или статей

Если будут найдены ошибки - то сайт уже имеет проблемы с контентом.

Помимо уникальности можно проверить как оформлен текст:

  • используются ли заголовки h1-h6
  • добавлены ли списки
  • есть ли в текстах и статьях картинки и другие медиа-материалы
  • разделен ли текст на абзацы и насколько легко воспринимается информация
  • нет ли частого повторения ключевых слов, основное слово, например, “плитка” заменено местоимениями и синонимами.
  • нет сложных неестественных конструкций вписанных в текст, например, “купить цена кондиционер Тула недорого”.
  • какая цель у текста на странице и помогает ли он ее достичь. (например, текст на странице интернет магазина, посвященный продаже плитки, имеет цель ознакомить пользователя с товаром и не должен рассказывать историю возникновения плитки, давать ее определение, как стройматериала).

О найденных проблемах следует указать в аудите

8. Код, скорость загрузки, ответ сервера

Тут тоже достаточно проверить несколько типов страниц:

  • главную
  • каталог/разводящую
  • карточку
  • новость/статью

Скорость загрузки можно проверить через сервис pagespeed insights https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/

сервис pagespeed insights
сервис pagespeed insights

Подставляем урл-адрес и нажимаем “анализировать”

Сервис выдает оценку скорости и сразу предоставляет список необходимых доработок. Если оценка до 80, то сайту есть что улучшать выше 80, обычно означает, что у сайта хорошая скорость загрузки.

Проверка осуществляется как для мобильной, так и для десктопной версии

результат проверки сайта через pagespeed insights
результат проверки сайта через pagespeed insights

Проверить код сайта на ошибки можно через сервис https://validator.w3.org/

проверка кода сайта на ошибки валидации
проверка кода сайта на ошибки валидации

результат проверок ошибок валидации кода
результат проверок ошибок валидации кода

В идеале не должно быть красных ошибок error, предупреждения warning допускаются и не считаются серьезной проблемой.

Ответ сервера можно проверить через Яндекс вебмастер по ссылке https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/

интерфейс проверки ответа сервера https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/
интерфейс проверки ответа сервера https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/

результат проверки ответа сервера
результат проверки ответа сервера

Нормальное время ответа сервера до 500 мс, все что выше можно оптимизировать, а критичным будет являться ответ более 1000 мс.

9. Ссылки

Для аудита важно проверить есть ли у сайта внешние ссылки и насколько они будут эффективны для продвижения. Для экспресс аудита вполне хватит одного из следующих бесплатных инструментов:

Пример проверки через Megaindex

Пример проверки через Megaindex
Пример проверки через Megaindex

Этот инструмент позволяет помимо количества ссылок проверить их на естественность (шкала org), если их больше 70%, то проблемы нет

проверка ссылок на естественность
проверка ссылок на естественность

Можно проверить динамику роста ссылок по графику - не должно быть резких спадов и подъемов. График ссылок должен иметь плавный рост

Пример проверки через Megaindex
Пример проверки через Megaindex

на примере видно резкий рост и спад ссылок в сентябре 2018 года и последующее отсутствие положительной динамики - можно сделать вывод, что сайт нуждается в корректировке ссылочной стратегии.

Для понимая какая ссылочная масса должна быть у сайта нужно сравнить количество ссылок с 2-3 конкурентами из ТОП10 по целевым ключевым фразам, например, для http://alfaclimat71.ru/ это будет фраза “кондиционеры в туле”

ссылочный профиль конкурента для сравнения
ссылочный профиль конкурента для сравнения
ссылочный профиль конкурента для сравнения
ссылочный профиль конкурента для сравнения

У конкурентов ссылочная масса выше, что подтверждает необходимость корректировки ссылочного профиля для проверяемого сайта http://alfaclimat71.ru/

10. Визуальная проверка на юзабилити

Нужно проверить легко ли воспринимается информация с сайта, удобно ли им пользоваться, можно ли сделать заказ и совершить покупку.

Можно опираться на свою интуицию, можно сравнивать сайт с конкурентам, ниже приведу некоторые пункты по которым можно провести проверку:

  • Сайт должен быть оптимизирован под мобильные устройства. Проверять можно, как и вручную, через свой смартфон, так и через сервисы, например, Mobile friendly ;
Проверка адаптивной под мобильные устройства версии определяется с помощью сервиса Mobile friendly от Google.
Проверка адаптивной под мобильные устройства версии определяется с помощью сервиса Mobile friendly от Google.

Должен быть заметный логотип в левом углу страницы или по центру шапки сайта;

  • Сайт должен быть выдержан в единой стилистике и цветовой гамме;
  • Не должно быть “вырвиглазных” текстов и элементов;
  • Должен использоваться один шрифт;
  • Должно быть меню с основными разделами (О компании, каталог, услуги, контакты), все ссылки в нем должны быть рабочими;
  • Должна присутствовать возможность связаться с владельцем сайта, сделать заказ онлайн (кнопка обратный звонок, форма обратной связи, онлайн-чат); весь функционал должен быть рабочим - заявки и заказы - уходить владельцу сайта, сообщения - отправляться;
  • Контактные данные должны быть легко доступны, например, в шапке и футере расположен адрес и телефон;
  • Большие тексты в разделах описания услуг, или блога разбавлены картинками, таблицами, видео и другими интерактивными элементами;
  • Указано время работы организации;
  • Указаны цены на товары и услуги;

11. Наличие конверсионных элементов и коммерческих факторов

На сайте обязательно должны быть работающие формы обратной связи, кнопки “Заказать обратный звонок”/”Перезвоните мне” и тд.

Желательно наличие онлайн-консультанта, например Jivosite

Должны быть как-минимум:

  • Цены, прайс-листы, или хотя бы возможность их запросить (в последнем случае сайт может ранжироваться несколько ниже конкурентов, у которых цена указана).
  • Фильтры для интернет-магазинов
  • Ассортимент на сайте не должен отличаться от конкурентов
  • Должна быть страница доставка и оплата (для сайтов с товарами)

12. Наличие счетчиков

Наличие счетчиков - не влияет на ранжирование, но открывает перед владельцем сайта большой круг возможностей по аналитике и работе с аудиторией сайта.

Наиболее популярные счетчики:

  • Яндекс Метрика
  • Google Analytics

13. Что делать дальше?

По ходу проверки желательно составлять файл, куда заносить все найденные ошибки и недочеты. После завершения проверки можно разделить найденные ошибки на те, которые можно устранить самостоятельно, например, написать уникальные тексты и заполнить все мета-теги на сайте, добавить картинки. И те, которые может выполнить программист, дизайнер, seo-специалист, копирайтер.

-31

Если нет нужных навыков, а рядом программиста и/или дизайнера - всегда можно обратиться в it-компанию, фриланс-биржу, биржу копирайтинга или к знакомому специалисту и договориться об устранении конкретных недочетов.

Для понимания эффективности от доработок, желательно обратить внимание на текущие показатели трафика на сайт из поисковых систем в Яндекс метрике, обновить позиции, и сравнить с показателями спустя 2-3 недели после доработок.