В дохристианский период Масленица имела большое символическое значение. Это была неделя, когда славяне праздновали победу весны над зимой, возрождение Солнечного Бога и освобождение его из плена. Это был праздник, который помогал расслабиться после долгой зимы и поверить, что теперь-то все будет только лучше, ведь весна уже совсем близко.
Масленица говорила о плодородии. О том, что жизнь циклична и что она продолжается всегда. О том, что добро всегда побеждает.
Христианство, насаждаемое князем Владимиром, эти смыслы стерло, но сам праздник остался.
Почему православие не запретило Масленицу с ее языческим истоком?
Было две причины, по которым православная церковь оставила Масленицу, пусть и не внеся ее в святцы.
Первая — идеологическая. Несмотря на нетерпимость некоторых священников, сама по себе религия полна принятия. Чужой праздник был только праздником, возможностью для крестьян отдохнуть после долгой зимы. Отнимать его, значило отнимать у них радость.
Вторая — практическая. Придя на новую землю и запретив привычные обряды, церковь рисковала столкнуться с еще более серьезным сопротивлением, чем то, с которым ее встречали. Проще было оставить внешнюю шелуху, изменив ее смысл, — и крестьянам проще будет принять новое, если оно будет в обертке от старого, и никаких карательных мер не потребуется.
В результате, к современному времени Масленица полностью переродилась — от старого смысла в ней осталась только внешняя мишура. Внутреннее же наполнение полностью изменилось.
Что значит Масленица в православном понимании
В святцах такого праздника, как Масленица, нет. Зато там есть Сырная Неделя и Прощеное воскресенье, которые пришли из практики монахов Палестины.
Там было принято на период Великого Поста уходить в пустыню, и, понятно, что не все возвращались.
Поэтому последнюю неделю ели сыр даже в постные дни — подкрепляли силы перед тяжелым испытанием. И поэтому же прощались, как в последний раз, прося друг у друга прощение за все обиды — ведь могли уже не увидеться снова.
Традиция осталась у мирян, хотя никто из них, конечно, в пустыню не уходит.
Для них это возможность как следует повеселиться перед Постом и отказаться от мирских соблазнов постепенно — сначала от мяса, а от сыра ‒ только после Сырной Недели.