Найти тему
Святая Русь

Масленица: языческий ритуал или праздник православных

Оглавление

В дохристианский период Масленица имела большое символическое значение. Это была неделя, когда славяне праздновали победу весны над зимой, возрождение Солнечного Бога и освобождение его из плена. Это был праздник, который помогал расслабиться после долгой зимы и поверить, что теперь-то все будет только лучше, ведь весна уже совсем близко.

Масленица говорила о плодородии. О том, что жизнь циклична и что она продолжается всегда. О том, что добро всегда побеждает.

Христианство, насаждаемое князем Владимиром, эти смыслы стерло, но сам праздник остался.

Почему православие не запретило Масленицу с ее языческим истоком?

Было две причины, по которым православная церковь оставила Масленицу, пусть и не внеся ее в святцы.

Первая — идеологическая. Несмотря на нетерпимость некоторых священников, сама по себе религия полна принятия. Чужой праздник был только праздником, возможностью для крестьян отдохнуть после долгой зимы. Отнимать его, значило отнимать у них радость.

Вторая — практическая. Придя на новую землю и запретив привычные обряды, церковь рисковала столкнуться с еще более серьезным сопротивлением, чем то, с которым ее встречали. Проще было оставить внешнюю шелуху, изменив ее смысл, — и крестьянам проще будет принять новое, если оно будет в обертке от старого, и никаких карательных мер не потребуется.

Рисунок 2. Хоровод на Масленицу
Рисунок 2. Хоровод на Масленицу

В результате, к современному времени Масленица полностью переродилась — от старого смысла в ней осталась только внешняя мишура. Внутреннее же наполнение полностью изменилось.

Что значит Масленица в православном понимании

В святцах такого праздника, как Масленица, нет. Зато там есть Сырная Неделя и Прощеное воскресенье, которые пришли из практики монахов Палестины.

Там было принято на период Великого Поста уходить в пустыню, и, понятно, что не все возвращались.

Поэтому последнюю неделю ели сыр даже в постные дни — подкрепляли силы перед тяжелым испытанием. И поэтому же прощались, как в последний раз, прося друг у друга прощение за все обиды — ведь могли уже не увидеться снова.

Традиция осталась у мирян, хотя никто из них, конечно, в пустыню не уходит.

Для них это возможность как следует повеселиться перед Постом и отказаться от мирских соблазнов постепенно — сначала от мяса, а от сыра ‒ только после Сырной Недели.