В американской популярной культуре первые поколения ирландских эмигрантов выставляли и выставляют не в лучшем свете. Обычно это оборванцы, голодные, злобные, готовые на всё. Если смотрели, например, “Банды Нью-Йорка” с Ди Каприо — то оно самое и есть.
Такой образ ирландцы-католики “заработали” благодаря нежной любви со стороны белых англо-саксонских протестантов, WASP’ов. И этот образ не соответствует реальности.
Тысячи плывут сквозь океан на Запад
Летом 1845-го года в Ирландии разразился страшный голод. Четыре года подряд картофель, выращиваемый в Ирландии, губил фитофтороз, переводящий на гниль и растущую, и засыпанную в закрома картошку. Которую, с 1830-х, ирландцы ели на завтрак, обед и ужин. Картофель составлял 80-85% всего рациона питания ирландцев. Им были засеяны без малого 80% всех полей в Ирландии. И когда фитофтороз перевел тысячи тонн вскопанных клубней на гниль — грянул голод.
В 1848-м вместе с фитофторозом на Ирландию обрушилась эпидемия холеры. Число умерших от голода, холеры и от болезней, связанных с истощением, перевалило за восемьсот тысяч.
И к без того ужасным условиям добавились безголовые решения английских владельцев земли, лендлордов. Если английское правительство, властвующее над Ирландским островом, еще старалось помочь беднякам, зерном, кредитами и выдачей денег за публичные работы, то лендлорды решили, что живем один раз. И с 1846-го взвинтили цены на аренду земли, для ирландских крестьян.
Крестьяне сперва восстали и сожгли несколько лендлордовских усадеб. Потом, когда правительство прислало войска и жестоко подавило восстания — ирландцы плюнули на всё и массово стали уплывать за океан, в Америку и Канаду. С 1846-го по 1851-й из Ирландии уплыли 1,5 миллиона человек. Из 8,2 миллионов, населявших остров в 1841-м. Миллион жертв унес голод.
Трансатлантические рейсы для ирландцев также выдались жуткие: на устаревших кораблях, без достаточныхз запасов еды. В итоге, на 100 тысяч отправляющихся в США приходилось по 12-16 тысяч умерших в море. Канадцы называли корабли, прибывающие из Ирландии, плавучими гробами.
Ирландцы оседали преимущественно в США. И здесь к ним, как и было сказано, отнеслись ужасно.
… разорвать цепи нищеты
Причины плохого отношения понятны. Города восточного побережья США, в 1850-х годах, населяли, в основном, протестанты и потомки англичан. Люди набожные, фанатичные и уверенные в собственной исключительности. Ирландцы-католики им не понравились.
До открытой войны дело не дошло - люди “всего лишь” с увлечением резали друг друга в подворотнях - но к ирландцам очень долго относились, как к людям второго сорта. А в культуре за ирландцами надолго закрепился образ наглого и тупого оборванца, за деньги готового на всё.
Этот образ — миф. Ирландцы не искали любви “местных” и долго не могли постоять за себя в литературе и пропаганде. Но, как показывают реальные исторические данные — пахали ирландцы дай Боже каждому, и довольно быстро выбились “в люди”, зарабатывая вполне приличные суммы.
Об этом мы знаем, например, по их депозитным счетам, в Нью-Йоркском Эмигрантском Индустриальном Сберегательном банке (Emigrant Industrial Savings Bank; работает в США до сих пор, девятый из всех частных банков США по количеству активов). За 1850-е ирландские эмигранты открыли в нем 18 тысяч вкладов.
В 1850-е, в Эмигрантском банке, вкладчик должен был указать о себе довольно подробную информацию. Кто он, чем занимается, сколько зарабатывает на жизнь. И по записям вкладов — среди ирландских эмигрантов было очень много квалифицированных рабочих, 37% от всех, открывших вклады. На полу-квалифицрованных приходилось 39%. В бизнесмены выбились 8%, в “белые воротнички” 7%, в малые бизнесмены (petty entrepreneurs) — 5%.
Разумеется, множество всех открывших счет в банке не совпадает со множеством всех ирландских мигрантов. Среди которых могло хватать голытьбы. Но этот аргумент перебивается “подходом” ирландцев, открывающих счета в Эмигрантском банке. У доплывших до берегов Америки стоял перед глазами образ недавнего страшного голода. Поэтому люди старались экономить во всем. И при зарплатах, меньших, в среднем, чем у “местных”, мигранты открывали вклады на значимые суммы. Размер первоначального вклада, в 1850-е, для ирландцев составлял 60 долларов. Около 16,5% от всех вкладчиков вложили от 100 до 149 долларов , 7,2% — от 200 до 299 долларов.
Для лучшего понимания этих цифр — средняя годовая зарплата по стране, у свободных белых, тогда составляла 110-120 долларов. У ирландцев, соответственно, 80-100 долларов. Рабочие на сложных заводах получали побольше — на чугунолитейных заводах до 400-420 долларов, в Мичигане (в Кентукки 240 долларов, в Индиане 300-320 долларов). Рабочие на селе — поменьше.
Но, в отличие от местных, у ирландцев особым накоплениям взяться было не откуда. С “плавучих гробов” на американскую землю ступали нищие люди. Которые, “на одних волевых”, за пару-тройку лет жизни, собирали и откладывали от половины до полноценной средней годовой зарплаты тех лет.
Целеустремленность мигрантов любви к ним не добавляла.
Как и “способы”, при помощи которых поднимались ирландцы. Протестанты уповали на индивидуализм и личные поступки. Ирландцы-католики — на помощь общин. Причем создавались эти общины не только благодаря соседским отношениям на “малой родине”. Некоторые общины возникали и крепли прямо на плавучих гробах. Прибыв на место, ирландцы селились рядом и старались помочь своим. Чем дополнительно отталкивали не привыкших к такому WASP’ов.
******
Это, конечно, чересчур общая картина, без конкретной разбивки — по расходам на питание, условиям жизни и прочему. Об этом напишу в следующих статьях.
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.