Фагот - самый экзотический инструмент в симфоническом оркестре.
На первый взгляд он производит впечатление крайне странного и нелепого сооружения: сложенная вдвое большая деревянная труба (её общая длина чуть меньше трёх метров, а вес около шести килограммов). Поэтому, наверное, он и название своё получил от итальянского слова "fagotto" (или французского "fagot") что-то связанное, вроде вязанки (дров, к примеру).
Музыканты-духовики вообще называют его между собой оглоблей.
Но вообще фагот красив своеобразной ретро красотой: как "Bentley" или "Packard" 30-х годов. Он сделан из светлого дерева боснийского клёна, покрыт темной морилкой и лаком. Плюс хромированные детали и клапаны.
Фагот - это бас, фундамент группы деревянных духовых инструментов в оркестре. Как солирующий инструмент он, конечно, тоже используется (если есть инструмент, то есть и музыка для него).
Но вообще он хорош в умеренных дозах и именно в ансамблях, потому что звучит очень своеобразно - хрипловато, странно и как-то даже дремуче-допотопно.
Фагот бывает разным.
Часто мрачным и даже инфернальным (когда звучит в низком регистре).
Недаром Булгаков в "Мастере и Маргарите" даёт Коровьеву кличку Фагот. Для всякой нечисти - в самый раз.
У Чайковского в начале Шестой симфонии фагот заводит угрюмую тему. Сразу ясно: финита ля комедия, впереди у героя только пустота и мрак смерти.
Не так страшно, но тоже жутковато каркает фагот в пьесе Грига "В пещере горного короля".
Ну, и Баба Яга Мусоргского в оркестровке Равеля - тоже фагот.
Вот как это звучит:
Хрипловатый ворчливый тембр фагота навевает смутные ассоциации с ревматизмом, радикулитом и клюкой.
Поэтому у фагота есть и такое амплуа - старики и старухи.
Классический образ фагота-деда - это дедушка пионера Пети из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк".
В пару к Петиному дедушке - старуха Графиня из "Пиковой дамы" Чайковского. Её тему тоже играет фагот, и получается довольно жутко, что понятно - грехи старухиной бурной молодости, тайна трёх карт...
Бывает, что фагот звучит лирически (если не очень низко).
Самую известную лирическую мелодию для фагота написал Доницетти. Она звучит во вступлении к популярному романсу Неморино из "Любовного напитка".
Матовый тембр печального фагота красиво оттеняет великолепный тенор Пласидо Доминго.
Ещё один характерный образ фагота - комический.
Это когда фагот бубнит что-то в быстром темпе. Как в этой пьесе из Симфонии №2 американского композитора Джейсона Уингейта по рисункам Пауля Клее. Этот рисунок называется "Роковое соло фагота". Но в музыке ничего рокового нет.
Фагот используется и в джазе.
Правда, не так часто: техника игры на этом инструменте далеко не простая.
Вот так свежо звучит «Take Five» - джазовый стандарт Пола Дезмонда в исполнении квартета фаготов "Chameleon Bassoon Ensemble".
Ещё на эту тему:
Чем кларнет отличается от гобоя?
Как разобраться в симфоническом оркестре?