Найти тему
пистолет Казарского

10 интересных фактов, о прославленном асе И.Н. Кожедубе

"Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции" - рецепт успеха от И. Н. Кожедуба

Трижды Герой Советского Союза. Один из лучших асов второй мировой войны. О нем написано множество книг и статей. Сняты фильмы. Наверное нет в нашей стране ни одного человека, кто бы не слышал его фамилию. Легенда советской и мировой истребительной авиации. Маэстро наступательного воздушного боя. Маршал авиации Советского Союза. И это все об одном человеке.

Иван Никитович Кожедуб

8 июня 1920 (6 июля 1922 ) - 8 августа 1991 гг.

-2

Писать про такого человека крайне сложно, масштаб личности подавляет. Да и хочется рассказать столько, что не поместится в формат ни одной статьи. Можно сказать, задача практически невыполнимая. Поэтому, я решил выбрать 10 интересных фактов из жизни поистине великого человека. Часть из которых, сам узнал только в рамках подготовки этой статьи. Надеюсь вам тоже будет интересно.

1. В большинстве справочников и энциклопедий, датой рождения Ивана Никитовича числится 8 июня 1920 года. На самом деле, будущий прославленный ас родился 6 июля 1922 года. Лишних два года, Кожедуб приписал себе при поступлении в химико-технологический техникум г. Шостка. Брали туда с 16 лет, и 14-летний Иван решил добавить себе возраста.

2. Кожедуб закончил Чугуевское военное училище летчиков в 1941 году. Единственном году когда выпускники летных училищ получали звание сержанта, а не лейтенанта. Более того, к своему величайшему разочарованию,за успехи в тактическом планировании и мастерстве пилотажа, был оставлен в училище инструктором. Лишь в ноябре 1942 года, после многочисленных рапортов и скандалов, был отправлен в войска.

3. 26 марта 1943 года, в своем первом воздушном бою, Иван Никитович лишь чудом не погиб. Пушечная очередь мессера ударила точно в кабину. Первый снаряд чиркнул по шлемофону, второй снаряд, фугасный - разорвался на бронеспинке. Учитывая, что снаряды в ленту снаряжались через один - фугасный/бронебойный, везение было фантастическим. Поменяйся снаряды местами....

первый самолет И.Н. Кожедуба (реконструкция)
первый самолет И.Н. Кожедуба (реконструкция)

4. За 330 боевых вылетов, и 130 воздушных боев, Кожедуб не был сбит ни разу. Даже в первом, злополучном бою, Иван Никитович смог довести машину до аэродрома и посадить ее. Самолет надолго попал в ремонт, но в итоге вернулся в строй. За время войны, Кожедуб сменил 6 самолетов, но ни один из них не был списан из-за боевых повреждений. Исключительно плановые замены.

5. Из 6 самолетов Кожедуба, три были именными. Самый первый - эскадрилья Валерий Чкалов. Деньги на самолеты собрали земляки великого летчика. Третий самолет - от колхозника В.В. Конева, который передал деньги в фонд обороны, для строительства самолета, в память о погибшем племяннике - Герое Советского Союза, подполковнике Н.Г. Коневе. И последний, шестой - который носил имя самого великого аса.

Ла-5ФН от колхозника В.В. Конева
Ла-5ФН от колхозника В.В. Конева

6. Все свои машины Иван Никитович считал живыми. По словам сослуживцев и техников, Кожедуб разговаривал с самолетом перед боем, и подолгу беседовал после боя. Иногда даже проводил разбор полетов, сначала со своим самолетом, и уже потом с подчиненными.

7. Иван Никитович был первым советским летчиком сбившим реактивный истребитель. 19 февраля 1945 года, в бою над Одером Кожедуб сбил Ме-262, который пилотировал унтер-офицер Курт Ланге.

Ла-7 Ивана Кожедуба в авиамузее г. Монино
Ла-7 Ивана Кожедуба в авиамузее г. Монино

8. Помимо немцев, на счету Кожедуба 5 американских самолетов. 22 апреля 1945г. Иван Никитович отогнал от подбитой "Летающей крепости" пару настырных немецких истребителей. Решил проводить союзника, когда из-за облаков на него кинулись пара Р-51 "Мустанг". Американцы прекрасно видели что атакуют союзника, но раз за разом заходили в атаки. Несколько раз увернувшись, Кожедуб понял, надо отвечать, иначе завалят. Первый американец взорвался в воздухе, второй успел выпрыгнуть с парашютом.

Второе столкновение с американцами произошло 7 мая 1945 года. Эскадрилья В-17 "Летающая крепость" нагло вторглась в воздушное пространство советской оккупационной зоны, и вышла на боевой курс к нашему аэродрому. На беду янки, в воздухе находилось звено Кожедуба. Американцы проигнорировали предупредительные выстрелы, с земли поступила команда -"Валить их!" В коротком бою, Кожедуб завалил три машины, остальные развернулись и бросились на утек.

Внести эти победы в летную книжку, Ивану Никитовичу не разрешили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придётся очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счёт задним числом.

-6

9. С марта 1951г. по февраль 1952 г. дивизия которой командовал Кожедуб защищала от американских стервятников небо Кореи. Самому Ивану Никитовичу, советское руководство категорически запретило подниматься в воздух. Но по воспоминаниям сослуживцев, Кожедуб минимум трижды поднимался на перехват, и сбивал. Этих побед в летной книжке так же нет. Всего, за год войны, дивизия Кожедуба уронила на корейскую землю 215 воздушных бандитов, в том числе 12 "Сверхкрепостей", которых американцы считали неуязвимыми.

10. Официально, на счету Ивана Никитовича 64 сбитых. Однако, по воспоминаниям сослуживцев и командиров, Кожедуб всегда отказывался от сбитых в группе. По данным исследователей, таких побед на его счету минимум 24. Кроме того Иван Никитович, регулярно раздавал победы своим ведомым, из числа новичков. Как минимум, вспоминают 10 таких случаев. Ну и 5 сбитых американцев. Таким образом, на счету И.Н. Кожедуба 103 воздушных победы, из них 79 лично и 24 в группе.

Памятник И.Н. Кожедубу в Киеве
Памятник И.Н. Кожедубу в Киеве

Про других советских асов можно прочитать тут:

Лидия Литвяк, самая результативная женщина истребитель

Михаил Девятаев, совершил побег из плена на бомбардировщике

Женский бомбардировочный полк - ночные ведьмы

Первый налет советской авиации на Берлин

Подвиг лейтенанта Мамкина

Легенда штурмовой авиации Михаил Ефимов

Самый результативный истребитель - Владимир Бобров

Самый юный истребитель

Лучший летчик морской авиации - Борис Сафонов

Уважаемый читатель! Пожалуйста оцени статью лайком! Это помогает ориентироваться какие темы для Вас интересны.

Не забудьте подписаться - впереди много интересного!

Буду очень благодарен если поделитесь ссылкой на статью с друзьями!