Найти тему
Directed by Vasya Rogov

"Фаворитка" для королевы и Оскара

В отечественном прокате «Фаворитка» - новый фильм Йоргоса Лантимоса, мастера холодных драматичных комедий. История подковерных интриг английского двора в эпоху Джонатана Свифта, рассказанная с оглядкой на Кубрика и модный левый дискурс. Должно быть, самый уверенный претендент на «Оскар» за лучший фильм 2018-го года.

Англия начала восемнадцатого века. На троне королева Анна — совершенно безумная одинокая женщина, награжденная всеми на свете болезнями. Она с трудом передвигается по своему дворцу, срывается на слуг и называет домашних кроликов, живущих в ее покоях, именами своих покойных детей. Настоящая власть заключена в руках ее фаворитки Сары Черчилль, жестокой патриотки, продвигающей интересы Англии на мировой карте. За ней волочатся Тори и Виги в надежде склонить фаворитку на свою сторону и вырвать тем самым преимущество в парламенте.

Вскоре при дворе появляется кузина Сары — Абигейль Хилл (Эмма Стоун), девушка трудной судьбы, стремящаяся вернуть себе былое место в обществе. Она продвигается по карьерной лестнице вверх, от поломойки до фрейлины, и не собирается останавливаться. Ее цель — обвешанная регалиями королевская юбка. Две женщины столкнуться лбами, чтобы побороться за власть над третьей.

Синопсис «Фаворитки» - кажется, набившая оскомину классическая история про дворцовые дрязги в эпоху перемен, надоевшая зрителю еще в нулевые. Но Йоргос Лантимос («Лобстер», «Убийство священного оленя») умудряется вытянуть из сценария до того скрытые золотые нитки. Режиссер, следуя по пути предков, рассказывает историю достойную греческой остроумной трагедии — тут есть и предательство, и любовь рука об руку со смертью, и услужливая перчинка, необходимая зрителю современному в той же степени, что и неистовый танец вакханок. Наблюдение за странным миром дворца, утонченным и в то же время грязным — это если и не новый зрительский опыт, то заслуженный праздник эстетики.

-2

Трудно судить об ангажированности Оскаровского комитета не предвзято — у «Фаворитки» неприкрыты уши левой идеологии. Это в кои-то веки не является претензией — в руках крепкого режиссера и талантливых сценаристов феминистический тренд обрастает мясом, которого не хватает конкурентам. Сильные женские персонажи здесь — сразу и похвала женской смелости, и изобличение их попытки во что бы то ни стало разрушить «стеклянный потолок» своей карьеры. Они умны, нахраписты и привлекательны — словом, действительно вызывают уважение, пока не превращаются в своей борьбе за счастье в бесконечно ничтожных существ. Это не станет спойлером — разумеется, в конце концов обе фаворитки королевы достигнут определенного уровня счастья, по пути растеряв человечность, совесть и любовь.

Любовь в дворцовой пьесе — это всегда главенствующая тема. В «Фаворитке» она прямолинейно плотская и совершенно безжизненная. Она становится просто инструментом в интригах, нивелируя чувственность. Тема любви у Лантимоса совсем недалека от порнографии, поэтому скрывается за ширмой порой неприглядных реплик, отзывающихся в сводах дворца с особым цинизмом. Зритель с присущим ему стыдливым вуайеризмом подглядывает за королевской постелью — вроде и хочет закрыть глаза, но перебарывает себя, прикасаясь к запретному эксклюзиву монаршей жизни. Поэтому во дворце так много потайных ходов, секретных глазков и просто лишних ушей — тут все очень много смотрят туда, куда смотреть не надо. И по-настоящему сходят от этого с ума.

-3

В последний раз такую тяжесть красивой жизни показывал «Барри Линдон» Стэнли Кубрика — на него режиссер делает очевидные ссылки. Он с кубриковским апломбом катает королеву по дворцу в кресле-каталке, совокупляет и мучает, практически расписываясь в том, что «Фаворитка» Эбигейл - это женская версия знаменитого авантюриста, хитроумная и несчастная. Да, она — не молодой красавчик Райан О Нил с природным прищуром, а жутковатая в своей безумии Эмма Стоун, пугающая глазами навыкате. Но ее стремления также меркантильны и до ужаса жестоки. Ничего не сказать, Стоун в очередной раз открыто демонстрирует свой широкий диапазон игры. Эбигейл Хилл не обладает и толикой той теплоты, какой фонтанировала Мия из «Ла-Ла Лэнда».

-4

«Фаворитка» могла бы стать просто неплохим костюмированным фильмом, если бы в ней не было фирменного для Лантимоса взаимодействия героев. Режиссер как никогда находчив в постановке, превращая жутковатую политическую историю в откровенно смешной мирок с самобытными и экспрессивными героями. Они даже не пытаются говорить на языке эпохи, хорошо ругаются и корчат гомерически смешные рожи, точно иногда забывают о своих ролях и просто пикируются на съемочной площадке. В мире-концепте «Фаворитки» это откликается безапеляционной гармонией. Ведь королева безумна. А куда королева — туда и ее двор.

«Оскар», надо полагать, это оценит. В нем тоже в последнее время много сумасшедших.