О городе Сливен и природном парке «Синие горы» я услышал только от гида, который сопровождал нашу группу во время поездки в Велико Тырново (я об этом уже рассказывал). Сливен – довольно большой, по болгарским меркам, город. Входит в первую десятку самых крупных по численности населения (более 100.000 чел.) городов страны. Расположен на южных склонах горной системы Стара Планина (Балканские горы). Но несмотря на большую историю, он известен еще с III века до н.э., как римское поселение, на то, что в период борьбы против османов получил неофициальное название «город ста воевод», Сливен до 1980 года не был в числе важных туристических объектов Болгарии.
Экскурсионные программы природного парка «Синие горы» можно разделить на две группы. Я бы условно назвал их: «Пешеходные. Снизу-вверх» и «Автобусные. Сверху-вниз». Надеюсь, что Союз болгарских туристов на такую классификацию не обидится.
Но все-таки сначала о парке вообще. Почему горы называются синими? Отвечать вопросом (а какие могут быть варианты?) на вопрос неприлично. Поэтому предлагаю визуально убедиться в правильности названия. А вот о происхождении этого природного явления лучше узнать у специалистов. Они утверждают, что причиной синей дымки над горами является кварцевый порфир — облицовочный камень, использовавшийся ранее наряду с яшмой и малахитом. А здесь находится самое большое в Европе месторождение этого камня. Интересно, что сам по себе кварцевый порфир не бывает синим. Горы приобретают синеву в результате взаимодействия отраженного света и атмосферных особенностей, характерных для этого региона.
Безусловно «Синие горы» это своего рода визитная карточка природного парка, внешний составляющая комплекса, предназначенного для более глубокого и познавательного общения с природой. Общая площадь парка составляет 11.380 гектаров. Для туристов, которых я выделили в первую группу, оборудовано около 50 туристических троп с указателями и другой инфраструктурой. В комплексе они формируют 18 маршрутов различной тематической направленности. Ученые, студенты, специалисты природоведы, просто любители горно-лесных путешествий имеют возможность знакомства и наблюдения за жизнью (кому насколько повезет) 176 видов птиц, 244 видов позвоночных. Флора парка представлена более чем 1000 видов высших растений, десятками разновидностей цветов, кустов и деревьев.
Для туристов-индивидуалистов, туристических групп, случайных гостей Сливена и для местных любителей путешествий в городе работает Информационно-туристический центр природного парка «Сините камъни».
В этот центр я не заходил и каких-нибудь статистических данных не получал. Но уверен, если не учитывать местных жителей, то выяснится — вторая группа (та, которую я назвал «автобусной») по численности превышает первую. Хотя, «Синие горы» пока еще не входят в число самых популярных экскурсий Болгарии.
Основная часть экскурсии, комбинированный подъем и спуск, длится часа 2-2,5. После формального опроса о готовности спускаться по канатной дороге, гид дал добро водителю автобуса, который на приличной скорости, по серпантину доставил нас на верхнюю станцию канатной дороги. Два совета для тех, кто захочет посетить эти места. Во-первых, постарайтесь, чтобы кроме фотоаппарата (лучше, чтобы он висел на шее) в руках ничего не было. Во-вторых, отправляясь на Синие горы, захватите что-то типа легкой ветровки. Не так чтобы холодно, но горы непредсказуемы. А станция находится на высоте почти 1000 метров. Технические характеристики «канатки» представлены на этом стенде. Даже для тех, кто знает болгарский на таком же уровне, что и я (т.е. не знает вообще) понять эту информацию не составит труда.
С момента, когда мы оказались на верхней станции и вплоть до прибытия на нижнюю меня не покидали два чувства. Главным образом – чувство благодарности людям, создавшим такой развлекательный аттракцион, дающий возможность любоваться природными красотами и, конечно же способствующий развитию туризма в этом регионе. Одновременно, где-то глубоко внутри появился червячок сомнения… Что-то про более чем 40-летнюю эксплуатацию сооружения, усталость металла, человеческий фактор, про не очень надежные на вид креслица.
Кстати всему есть своё название. Вот и этот аттракцион не исключение. Именуется – «Спуск на креслице подъемника». Просто диалектика. Конечно мне и раньше приходилось подниматься/спускаться на канатных дорогах и фуникулерах. Но не на таких протяженных (ведь почти два километра) и не в таких условиях (когда только горы вокруг). Сразу, как только устроишься на кресле, через несколько метров, оказываешься над пропастью. Кругом небо, горы и звенящая тишина. С парашютом мне прыгать не доводилось, но люди, совершавшие прыжки рассказывают о тишине, наверное, о такой.
Понравилась статья? Ставьте лайк и обязательно подписывайтесь на рассылку нашего путеводителя AIRINSAIL!